Когда изобрели велосипед с педалями. Изобретать велосипед значение

Время от времени в нашей печати появляются сенсационные сообщения об изобретении нового велосипеда. Большинство из них предваряется своеобразным "злобным кивком" в сторону выражения изобрести велосипед, как бы нейтрализирующим его негативно- ироническую оттеночность:

"ВЕЛОМОБИЛЬ, КАКИХ НЕ БЫЛО. Брянск, 25 мая, (Внештатный корр. "Правды" М. Атаманенко). Считают, что заново изобрести велосипед дело ненужное. Однако инженер одного из брянских предприятий В. Беловенко решил опровергнуть расхожее утверждение и сконструировал веломобиль. Это трехколесная одноместная машина, у которой четыре передачи, рассчитанные на разный уровень физической подготовки и возраст. При необходимости она легко превращается в соединении с обычным велосипедом н в четырехколесный тандем. С помощью специальных шарниров можно подсоединять грузовую тележку, смонтировать более объемный багажник, легкую кабину. Веломобиль удобен в использовании. Руль его откидывается, что облегчает посадку, седло и накладная спинка устанавливаются в любом положении. К тому же машина разбирается и складывается за считанные минута" (Правда, 1987, 26 мая).

С колумбийской командой совершили экскурсию по Лиме. Но он не остался там: он также включил захватывающее трио уругвайцев, которые сформировали костяк команды: нападающий Карлос Зунино, полузащитник Дардо Акунья и Антонио Сакко. К ним присоединились другие известные имена, такие как Фаустино Дельгадо, Рафаэль Аска, Альфредо Каверо, Адольфо Донайр, Данте Ровай, Тито Вильямарес, Альберто Дель Соля, Хосе Вильянуэва и аргентинский Роберто «Тачеро» Мартинес. Сакко был отличным героем в продвижении пивоварения, демонстрируя признаки акробатики и пируэтов; среди них, вышеупомянутый «велосипед».

"СЕЛ И ПОЕХАЛ. Очередное традиционное Тартуское велоралли на этот раз собрало более 2600 участников. Люди разных возрастов, целые семьи вышли на старт этих популярных соревнований. Но среди них был один особенный участник изобретатель... велосипеда. Да, Николай Кудрин не согласился с известной поговоркой о том, что велосипед изобретать бессмысленно. И мало того, что изобрел, но и прошел всю дистанцию в 106 километров на машине собственной конструкции" (В. Панцырев. Комсом. правда, 1985, 28 мая).

Благодаря Сакко и полученному титулу, небесный клуб стал популярен. Вентилятор, все еще дезориентированный между сигарами и пивом, и привык к тому, чтобы называть клуб? а не «Табак», предпочли попробовать велосипед и повеселиться. Уругвайский закончил свою карьеру в Перу, а затем посвятил себя торговле уругвайскими мясом в Лиме. Бизнес был довольно процветающим; хотя люди продолжали отсутствовать, с воскресенья по воскресенье, их характеристика играла. Время не уничтожит Антонио Сакко и его велосипед.

Его определение: «Двухколесный велосипед с одинаковым размером, педали которого передают движение на заднее колесо с помощью двух звездочек и цепочки». Этот вопрос, который до сих пор остается без ответа, воспитывается витражным стеклом старой церкви.

С нашими отечественными изобретателями велосипедов успешно конкурируют и зарубежные велоконструкторы. И хотя в соответствующих европейских языках, как увидим, нет нашей поговорки об этой нехитрой машине, наши журналисты столь же активно стремятся ее использовать, рассказывая о новых и новых заморских диковинках:

"ИЗОБРЕЛИ... ВЕЛОСИПЕД. Ироническая поговорка "изобрели велосипед" в наше время потеряла оттенок насмешки. Велосипеды продолжают изобретать, и небезуспешно. Недавно во Франции сконструирован электрический велосипед. Он развивает скорость до 45 километров в час, преодолевает довольно значительные подъемы и проходит без подзарядки батарей 125 километров. Велосипед легок в управлении, устойчив на ходу, а 125 километров прот бега обходится велосипедисту всего в один франк" (Правда, 1983, 14 марта).

Конечно, он сильно отличался от того, который мы знаем сегодня: у него не было педалей, рулей, а человек, который был на нем, продвигался ногами на земле и толкал его. Никто не знает, но то, что мы знаем, это имена тех, кто с изобретательностью, работой и настойчивостью сделал велосипед возможным, как мы его знаем сегодня: полезно, быстро и весело. Рудиментарный велосипед вскоре стал развлечением благородных и богатых джентльменов.

Хорошо помнить, что к тому времени уже существовал трехколесный велосипед, который был изобретен Фарфлером в этом году. Гэвин Дальцелл продолжал совершенствовать идею Макмиллана. Переднее колесо имело большой размер относительно заднего колеса. Оба были сделаны из дерева, и у них была только ось и железные колеса. К этому времени очень любопытный обычай был принят несколькими парами любовников: они должны были жениться, роскошно одетыми, водить свои велосипеды. Велосипед продолжал совершенствоваться с включением шарикового подшипника.

"ВОКРУГ КОЛЕСА. Стоит ли изобретать велосипед? Ответ как будто бы известен заранее. И тем не менее американец Поль Макгриди готов биться об заклад, что будущее за его изобретением. Созданная им машина в первую очередь предназначена для любителей путешествий. Сконструированный с учетом законов аэродинамики, велосипед Макгриди может развивать скорость свыше 50 км/ час (из газеты "Интернэшнл геральд трибюн")" (Комсом. правда, 1982, 4 дек.).

Также были установлены твердые резиновые шины, заменившие железные диски, металлические рамы и металлические колеса вместо тяжелых деревянных колес. Передние колеса, в первых моделях, достигли отметки до 1, 62 м, а задняя часть была всего лишь на несколько футов. Эта диспропорция сделала велосипед очень неустойчивым и опасным автомобилем, зарезервированным для нескольких рискованных. Старли изобрел «безопасный» велосипед, в котором переднее колесо было немного больше заднего, что обеспечило большую стабильность.

Он также поставил цепь передачи, которая, по сути, была оригинальной идеей принципа тяги шотландского кузнеца Макмиллана. Данлоп, из Белфаста, изобрел пневматическую резиновую камеру, что придало велосипеду большой импульс популярности. Два колеса диаметром 0, 60 см, металлическая рама из 8 трубок, современный руль, каталина и шестерня, соединенные цепью трансмиссии.

Разумеется, раз по части изобретения велосипедов существует такая острая конкуренция, то журналисты не проходят и мимо проблемы приоритета в этом деле. И бывает, находят патриархов велостроения именно у нас на родине. Вот начало большой заметки А. Юсина об изготовлении спортивных веломашин:

"И ВЕЛОСИПЕД ИЗОБРЕТАЮТ. Когда хотят сказать о каком-то безнадежном начинании, обычно иронизируют: "Изобретает велосипед". С того дня, как 177 лет назад уральский умелец Ефим Михеевич Артамонов сконструировал свой велосипед (сохранившийся до наших дней в Нижне-Тагильском краеведческом музее), зарегистрировано несколько тысяч авторских заявок на изобретение двухколесных машин..." (Правда, 1978,27 февр.).

Это те, которые сделаны для достижения больших скоростей, которые электризуют фанатов на заключительных этапах гонок, когда они играют последние несколько метров в этом финальном и изнурительном усилии под названием «спринт». У них нет тормозов, что облегчает их вес. Они высоки и коротки, чтобы бегун сменялся с высокой скоростью. С их помощью невозможно остановить педалирование, поскольку они имеют фиксированную шестерню. Шины прикреплены к шинам либо с помощью шеллака, либо другого клея. Они оснащены переключением передач, и доступно 18 скоростей, что дает им большую скорость.

Итак, первый изобретатель как будто бы найден. Был ли им на самом деле наш соотечественник, уральский умелец Ефим Михеевич Артамонов?

Пожалуй, и журналист А. Юсин знал, что нижнетагильский мастер не был таким изобретателем: он лишь хотел подчеркнуть, что на Урале уже около 200 лет назад такая машина изготовлялась.

Кто изобрел велосипед

И действительно - история велосипеда, в принципе, хорошо известна. Уже в середине XIII в. английский ученый Бэкон предсказал, что будут сконструированы такие машины, которые не будут использовать тягу животных, а будут двигаться "самоходом". В начале XV в. появился чертеж такой машины. Она приходила в движение с помощью усилий человека, сидевшего внутри нее и оперирировавшего веревкой и системой колес и колесиков.

Современный велосипед, по определению, является транспортным средством с двумя тандемными колесами, управляемыми педалями, которые соединены с задним колесом цепью; это также имеет рулевой руль и сиденье, где находится пилот. Учитывая это определение, давайте взглянем на историю первых прототипов, которые привели к созданию современного велосипеда.

Несколько лет назад большинство историков считали, что Пьер и Эрнест Мишо, отец и сын французской команды специалистов по плаванию, изобрели первый велосипед во время. Сегодня историки не согласны, так как есть доказательства того, что велосипед и другие подобные транспортные средства старше. Историки согласны с тем, что Эрнест Мишо изобрел велосипед с педалями и вращающимися чудаками в год. Однако они не уверены, что Мишо будет производить первый велосипед с педалями. Еще одна ошибка в истории велосипеда заключается в том, что Леонардо да Винчи нарисовал дизайн самого современного вида велосипеда.

Идея самодвижущихся транспортных средств вдохновляла и таких знаменитых художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Последний даже спроектировал для императора Максимилиана Первого великолепные кареты, которые приводились в движение слугами с помощью различных механизмов. В начале XVI в. в немецком городе Пирна была изобретена карета, двигавшаяся без лошадей, усилиями самого изобретателя, с помощью системы рычагов и шестеренок. К сожалению, этот один из первых "велопроходцев" далеко на своей машине не уехал: на пути в Дрезден, при большом стечении многочисленных зрителей, он увяз в грязи.

Дрейсиана, прогулочная машина

Было показано, что это не так. У него не было ни направления, ни педали, но, по крайней мере, это было похоже на велосипед. У него было одно место и четыре колеса вместо двух. Немецкий барон Карл Дрейс фон Зауэрбронн изобрел улучшенную двухколесную версию того, что он назвал, немецкое слово, означающее «прогулочная машина». Шарнир был сделан из дерева и не имел педалей. Пилот был поднят ногами, чтобы машина двигалась вперед.

Механическое транспортное средство

Он назывался велоципедом. Это имя было дано ему фотографом и французским изобретателем Никефором Ньепсом. Вскоре это стало популярным названием всех велосипедных изобретений, сделанных за эти годы. Однако историки обсуждают, действительно ли Макмиллан придумал первую педаль, или если это была просто пропаганда британских писателей с целью дискредитации французской версии.

Немало попыток изобретения велосипедов было с тех пор. Из них стоит упоминания знаменитая карета, сконструированная в 1649 г. в Нюрнберге "циркульным мастером" Гаутчем. Это был удивительный "самоход", украшенный великолепной резьбой. Достаточно было нажать на его рычаги, и карета начинала двигаться в любом направлении, преодолевала возвышенности, давала задний ход. И - с невероятной для самоходов того времени скоростью 2 тысячи шагов (т. е. около полутора километров) в час! Боковые стороны кареты были украшены изображениями ангелов, вздымавших по знаку едущего свои трубы и издававших "трубный глас". Если зрители преграждали карете путь, то дракон (похожий, скорее, на козла или греческого Пана) с передней части бешено вращал глазами и брызгал в них водой, чтобы очистить себе дорогу. Тайна волшебной кареты скоро обнаружилась. Оказалось, что ее приводят в действие с помощью нехитрых механизмов - мальчишки, спрятанные внутри машины. Карета Гаутча так понравилась шведскому принцу Карлу Густаву, приехавшему в Нюрнберг, что он купил ее в 1650 г. за 500 рейнских теллеров и позднее включил в атрибуты своих королевских выездов.

Первая компания по производству педальных циклов. Пенни Фартинг также известен как «Высокий» или «Обычный» велосипед. Это произошло после того, как французский французский «велосипедист» и другие версии первых велосипедов были разработаны в глубину. Тем не менее, Пенни Фартинг был первым действительно эффективным образцом, состоящим из небольшого заднего колеса и большого переднего колеса, вращающегося в простой трубчатой ​​раме с резиновыми шинами.

Какое было первое использование? Как это было сделано? Изобретение колеса является одним из самых ранних изобретений в истории человечества. Колесо может быть описано как устройство, которое вращается на своей оси и используется для транспортировки грузов из одного места в другое и для выполнения различных задач на нескольких машинах. Он широко используется для автомобильного транспорта, воздушного транспорта, водного транспорта, а также на заводах.

Самым старым и очень примитивным прототипом нынешнего велосипеда историки техники считают так называемую целериферу (из лат. celerifera - букв, "быстроноска") француза М. де Сиврака, Она была сконструирована в 1690 г. Этот велосипед еще многое сохранял от средств передвижения с помощью лошадиной тяги. Изобретатель соединил оба колеса, а перекладину-основу снабдил седлом, на котором велосипедист сидел по-кавалерийски и попеременно отталкивался ногами от земли, приводя таким способом свою машину э движение. Этим удерживалось, кстати говоря, и равновесие - задача и сейчас еще для начинающих велосипедистов достаточно сложная. Целерифера Сиврака, однако, довольно быстро была предана забвению, и лишь в 1779 г. ее "вновь изобрели" его земляки £ланшар и Магир. Они-то и назвали свое изобретение велосипеду т. е. "быстроногий" (из лат. velox "быстрый" и ped *нога"). Подобный же тип "самодвижки" сконструировал в 1784 г. и механик Трекслер в Богемии, в небольшом городишке Штырски Градец.

Многие считают это самым важным механическим изобретением всех времен. Это просто потому, что мы не можем даже думать о мире без колеса. Археологические данные свидетельствуют о том, что изобретение колеса проходило в Месопотамии, на Ближнем Востоке, в период между пятым и третьим тысячелетиями до нашей эры. Однако, кому вручить первое колесо все еще остается загадкой.

Интересно отметить, что первое колесо, которое было сделано, не использовалось ни для какого вида транспорта. Скорее, он использовался гончарами для вращения глины во время изготовления глиняных сосудов и других полезных предметов. Контейнеры использовались для хранения продуктов питания и воды. Поэтому можно сказать, что первое колесо было использовано в производственных целях, а не для транспортировки.

Приблизительно в те же годы и подключился наш уральский мастер Ефим Артамонов к этой европейской "велогонке". А дальше уже, собственно говоря, велосипед не изобретался, а лишь усовершенствовался, хотя, конечно, сравнив машины двухсотлетней давности с нынешними изящными гоночными "великами", мы бы, быть может, и не поняли, что перед нами - в принципе один и тот же самодвижущийся механизм.

Они использовали его в своих машинах и вагонах, в которых они включали четыре колеса и две оси. Египтяне улучшили колесо и сделали радио в нем. За это время колесо пробилось в Европу, где греки разработали собственные идеи по улучшению египетского колеса.

Они использовали различные типы автомобильных колес, двухколесные тележки на фермах, тяжелые грузовые вагоны, пассажирские автобусы и т.д. Самая старая форма колеса была сделана из камня или дерева. Круговые камни или стволы деревьев использовались в качестве роликов для перемещения тяжелых предметов из одного места в другое. Затем люди стали помещать бегунов под тяжелый предмет и стали таскать его как сани. Они придумали идею объединения салазок и ролика. Потянув объекты таким образом, они, несомненно, заметили, что пустоты образовались в роликах, где коридоры соприкасались с ними.

История нашего изобретения, следовательно, отодвигается в XIII в. Но и это еще не самый древний временной предел. В глубь веков уходят следы безымянных изобретателей велосипедов. Ведь поскольку велосипед состоит из простых, давно известных деталей (колес, шестеренок, кривошипно-шатунного механизма), которые использовались еще до нашей эры, - как, скажем, шестерни, найденные в Древнем Риме во II в. до н.э., - то велосипед мог быть изобретен как минимум тысячу лет назад. Это, между прочим, подтверждается и документально.

Это позволило салазкам покрывать большие расстояния. Таким образом, ролики затем были сдвинуты колесами, уменьшая древесину между двумя канавками роликов. Таким образом, ось была создана как структура. С обеих сторон использовались специальные деревянные штифты для крепления направляющих к валу. Поэтому, когда колесо вращается, вал может вращаться вместе с ним. Таким образом, первый автомобиль был построен вручную. Позднее был улучшен способ изготовления вала и колеса отдельно, а вал был установлен через раму каретки.

Поэтому мы можем видеть, что кредит на создание колеса не может быть дан конкретной культуре. Каждая из ранних цивилизаций внесла свой вклад в продвижение колеса. Однако развитие спицевого колеса является замечательным достижением, поскольку оно помогло колесу получить свою текущую форму. Важность этого изобретения заключается в том, что он помог осуществить Промышленную революцию. С другой стороны, есть много других новых изобретений, которые не могли быть возможны без помощи колеса.

В римском Национальном музее есть саркофаг с изображением человека, едущего на машине, весьма напоминающей велосипед. Саркофагу около 2000 лет. Изображения подобных машин встречаются на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи.

Но и это не предел истории велоизобретательства. Поскольку основная деталь велосипеда - колесо (ср. европейские наименования велосипеда по колесу: нем. Fahrrad, чеш. kolo, англ. bicycle и т. д.), то дату первооткрытия можно передвинуть в еще более темную глубь веков. До недавнего времени считалось, что родиной колеса является Восток - Месопотамия. Археологи, однако, лет двадцать назад установили, что его колыбелью был район Причерноморья.. В болгарской деревне Беково недалеко от Черного моря было найдено самое старое колесо из доселе известных. После детальных анализов установлено, что этому экземпляру - свыше 5850лет.

Они отмечают, что это самый старый велосипед «педаль» в мире, хотя спор остается открытым после более чем полутора веков. «Изобретатель» был шотландским курятником, Гэвином Дальцеллом, который никогда не хвастался, что что-то придумал. Но, возможно, велосипед Дальцелла, естественный Лесмагагов, был, в конце концов, более чем ретортой.

Десятки местных жителей собрались в Дамфрисе, чтобы стать свидетелями премьеры металлического гения Макмиллана, «первым человеком, который катается на двухколесном автомобиле, не касаясь земли». Три года спустя кузнец смог проехать 90 километров, которые отделили их от Глазго через два дня и на его 27-килограммовом устройстве. Запись человеческой тяги к его времени, прерванная одним неудачей: штраф в пять шиллингов за бег по девушке по дороге.

Что ж - не случайно, видимо, синонимом нашего выражения иногда выступает именно изобретать колесо "начинать все сначала": "Беда еще в том, что подчас приходится самим "изобретать колесо"" (В. Наливай. Эстетика рабочего города. - Известия, 1965,6 февр.).

Удивительно, кстати, что при столь большой древности колеса и велосипеда выражение об их изобретении - самой первой молодости. Его не зафиксировал ни один толковый словарь русского языка, кроме словаря С. И. Ожегова. Нет его и во всех фразеологических словарях русского языка, кроме большого русско-китайского словаря 1984 г., где приводится контекст из "Литературной газеты": "Выходит на трибуну поэт и обрушивается на критику за то, что она, мол, не замечает такого-то и такого-то... А на самом деле изобретает велосипед. Просто он не читал критиков. Они давно и не раз писали о названных поэтах" (РКФС, 40).

Изобретать велосипед синоним

Удивительно, пожалуй, и то, что это выражение не зафиксировано в других языках - даже в близкородственных белорусском и украинском. При довольно тщательных поисках можно лишь найти несколько синонимов об изобретении в русском языке типа открыть Америку или прост, изобрести нож хлеб резать и их эквиваленты, например: чеш. vymyslet trakař "изобрести тележку", vymyslet malou násobilku "изобрести небольшую таблицу умножения", итал. inventáře Tombrello "изобрести зонтик", фр. ne pas inventer le fil a couper le beurre "не изобрести нитки для резки масла". Самым общеизвестным в этом ряду является выражение об изобретении пороха - пороху не выдумает "о недалеком, неизобретательном, ненаходчивом человеке". Оно, правда, имеет несколько иное значение, чем наше изобретать велосипед, но в его основе все то же представление об изобретении чего-либо давно изобретенного: нем. das Pulver nicht erfunden haben, фр. ne pas inventer la poudre, исп. no haben inventado la pólvora и т. п.

О судьбе изобретателя пороха (им считают монаха Бертольда Шварца, хотя китайцы задолго до его изобретения пользовались порохом для праздничных фейерверков) можно сказать словами героя М. Горького, а точнее - книги, которую этот герой читал: "В одной из них [книг]... было сказано: ""Собственно говоря, никто и не изобрел пороха; как всегда, он явился в конце длинного ряда мелких наблюдений и открытий"" (В людях).

Это относится - быть может, даже в большей степени - и к изобретению велосипеда. Столь простое устройство, конечно же, было изобретено так давно, что серьезные попытки изобретать его вновь может делать лишь человек, абсолютно не сведущий в истории технического прогресса. Именно поэтому наша поговорка и оценивает такого чудака столь насмешливо, что каждая попытка усовершенствовать велосипед нуждается в особой извиняющей его оговорке.

Избавьтесь от опасных папиллом НАВСЕГДА

Простой и проверенный способ избавления от папиллом и бородавок без опасных последствий. Узнайте как >>

Когда появился первый велосипед?

Кто и в каком году изобрел первый велосипед? Ответить на этот вопрос не так уж просто. На лавры изобретателя велосипеда претендует сразу несколько человек.


Германия - родина велосипеда

Это случилось ровно двести лет назад. Первым претендентом на звание изобретателя велосипеда стал барон Карл Дрез фон Зауэрброн (1785-1851) из великого герцогства Баден (Германия). Карл Дрез был личностью весьма разносторонней - аристократ, математик, политик и крупный чиновник. Однако в 1811 году Дрез решил пожертвовать своей должностью главного лесничего, чтобы сосредоточиться на важнейшем деле - изобретательстве. Именно он сконструировал первую в мире мясорубку, первую в мире печатную машинку, а также первую «Машину для бега» (Laufmaschine). О Laufmaschine мы расскажем подробнее! Считается, что 1817 год - год появления первого в мире велосипеда.


Фотография «первого в мире велосипеда» (точная модель)

Машина изготовлена полностью из дерева. Как и современный велосипед, Laufmaschine обладает седлом, рамой, рулем и управляемым колесом. Однако нет педалей! Ехать приходилось, отталкиваясь ногой от земли. По этой причине «Машину для бега» трудно назвать велосипедом в современном смысле слова. На самом деле Дрез придумал первый в мире самокат!

Сделаем важную оговорку! Кто-то, возможно, спросит: «ну и что собою представляло это убогое изобретение? Что помешало Дрезу сделать педали, спицы из железа, надувные шины и цепную передачу?».

Мешал общий уровень развития техники. В то время не существовало технологий для того, чтобы создать - и запустить в серийное производство! - велосипедную цепь или дешевые, тонкие, легкие и безотказные металлические спицы. И 200, и 500 лет назад инженеры были не глупее наших современников. Они обладали богатой фантазией и могли создавать фантастические чертежи (в этом плане у Леонардо да Винчи имелось много достойных соперников). Но когда дело доходило до практических работ, в распоряжении изобретателя оказывался очень скромный арсенал технических средств. Вот почему прогресс шел медленно.


Барон считал, что самокат-велосипед окажется особенно полезным для почтальонов, курьеров, а также для военных (только что ведь отгремели наполеоновские войны). По мысли Дреза, самокат должен был пригодиться ординарцам на поле сражения и санитарам для транспортировки раненых. Кроме того, барон полагал (и вполне справедливо!), что «беговая машина» поможет людям укреплять здоровье в процессе загородных прогулок.

Странное детище барона Дреза рождалось в муках и в поту. С первого раза ничего не вышло! Первая, неудачная модель имела четыре колеса, как у телеги. Изобретатель захотел ее продемонстрировать в столице Австрии во время Венского конгресса (1814-1815 году): в городе в то время собрались самые могущественные люди Европы. На их глазах барон потерпел позорную неудачу. Карл Дрез не принял в расчет состояния австрийских дорог! Многоколесный самокат во время испытаний «забуксовал» в дорожной колее и не мог сдвинуться с места.

Однако Дрез не падал духом и сделал «машину для бега» двухколесной - более легкой и мобильной. Это случилось уже в 1817 году.

Карл Дрез катался по проселочным дорогам, распугивая суеверных крестьян. Он развивал невиданную скорость - пятьдесят километров за четыре часа! - и на больших дистанциях мог даже обогнать почтовых лошадей.

В 1819 году первые деревянные велосипеды-самокаты вошли в моду. «Машина для бега» стала любимой игрушкой европейской аристократии.


В этот момент родилось и само слово «велосипед» (le vélocipède), пущенное в ход французами. Оно было составлено из двух латинских слов: velox (velocis), «быстрый» и pes (pedis), «нога». По-русски это слово могло бы прозвучать как «быстроног».

Популярнее всего «Машина для бега» стала в Англии. Местный изобретатель Денис Джонсон за короткое время изготовил 320 деревянных аппаратов и даже успел открыть две школы для велосипедных дел мастеров. Немало джентльменов весною 1819 года уже катались на машине Дреза по лондонским улицам. Проезжая часть пребывала в таком состоянии, что ездить там на двух колесах было немыслимо (да и резиновых шин в те годы не существовало). Первые велосипедисты нашли простой выход из положения: они мчались по тротуарам, сбивая пешеходов. Вот почему, по настоянию хирургов, летом этого же года велосипед в Лондоне был запрещен.

Первый «велосипедный бум» продлился лишь несколько месяцев, не принеся Карлу Дрезу ни денег, ни продолжительной славы. Барон дожил до 1851 года, был разорен и умер без гроша. Однако в конце жизни, на базе своего велосипеда-самоката, он сумел изобрести другую, более практически полезную машину. Это изобретение - железнодорожная дрезина, названная так по имени Карла Дреза.

Баденский барон опередил свое время. Еще почти полвека пришлось ждать появления настоящих велосипедов. Они были изобретены в Париже в 60-х годах XIX века.

Франция - родина велосипеда

В 1862 году полузабытую «машину для бега» увидел молодой мастеровой из города Нанси, Пьер Лалман (1843-1891). Лалман тогда работал на производстве детских колясок и кое-что понимал в колесном транспорте. Юношу посетила революционная идея: что если к колесу беговой машины приделать педали?!

В следующем году Лалман переехал в Париж и стал сотрудничать с тремя богатыми студентами - братьями Эме, Рене и Мариусом Оливье. У братьев было то, чего не могло быть у молодого рабочего - стартовый капитал!

Впрочем, довольно скоро Лалман рассорился со всеми Оливье и эмигрировал в США, где в 1866 году взял патент на свое изобретение. Однако в производство его велосипед не попал.

Тем временем в Париже братья Оливье нашли другого компаньона, Пьера Мишо (1813-1883). Мишо развил идеи Лалмана. В 1868 году товарищи организовали компанию Michaux et Cie. Им быстро удалось наладить крупносерийное производство велосипедов.


Рама у велосипедов Мишо была железной, однако колеса - еще деревянные, с металлическими шинами.

Новое средство передвижения вызвало фурор. В 1868-1869 году Европу охватила «велосипедная мания». С 1 апреля 1869 года в Париже даже выходил специальный велосипедный журнал - Le Vélocipède Illustré.


7 ноября 1869 года прошли первые междугородние гонки (Париж-Руан). Победу одержал англичанин Джеймс Мур, который проехал 123 километра за 10 часов 45 минут - медленнее, чем паровоз, но побыстрее лошади. Счастливый победитель стал обладателем призового велосипеда и тысячи франков золотом.

Правда, на континенте велосипедная мода очень скоро сошла на нет. Кованые шины на деревянных колесах доставляли массу неудобств. Первые велосипеды заслужили обидное и справедливое прозвище - «костотрясы». Мы помним также, что педали прикреплялись непосредственно к оси переднего колеса, и ехать приходилось в очень неудобном положении.

Публика вскоре потеряла к «костотрясам» интерес. Только в одной стране велосипед сохранил некоторую популярность и после 1870 года. Это Англия!

Англия - третья родина велосипеда

В 1868 году французский механик Эжен Мейе изобрел колесо с металлическими спицами. В ближайшей перспективе это позволяло сделать колесо надежным, легким и большим. Вскоре английский изобретатель и бизнесмен Джеймс Старли (1830-1881) пришел к оригинальной идее: увеличить переднее колесо и расположить седло прямо над ним. Это позволяло велосипедисту кататься с прямой осанкой. Из-за размера колеса можно было и скорость повысить.

В 1870 году Старли - его впоследствии прозвали «отцом велосипедной индустрии» - изготовил новый тип велосипеда - «пенни фартинг» (название произошло от двух неодинаковых английских монет - мелкой и крупной). За пределами Туманного Альбиона такую страшноватую конструкцию стали называть иначе: «велосипед-паук».

Высота большого, переднего колеса превышала полтора метра. «Велосипед-паук» очень легко терял равновесие. Падать с него было страшно.

Чтобы сделать поездки безопасными, англичане придумали трехколесные велосипеды: на них чаще всего катались дамы. Однако джентльменам излишняя осторожность была не к лицу. Встречались и самые экзотические варианты: например, двухместные семейные велосипеды с четырьмя колесами и двумя седлами.


Все это еще очень непохоже на сегодняшний велосипед, не правда ли?

Другим был и «социальный контекст» велосипеда: он оказался скорее роскошью, чем средством передвижения. Велосипеды, в основном, использовались богатыми людьми для активного отдыха.

В 1879 году англичанин Гарри Джон Лоусон (1852-1925) сделал важнейшее изобретение - цепную передачу. Это позволило расположить педали между колесами, «отвязав» их от колесной оси.

В 1885 году английский изобретатель и бизнесмен Джон Кемп Старли (племянник Джеймса Старли) создал «безопасный велосипед» с двумя колесами одинаковой высоты. Старли назвал эту модель Rover или «Скиталец» и пустил в массовое производство. С тех пор в нескольких языках слово rover стало означать «велосипед». О неуклюжих «пенни фартингах» забыли. Позднее, на волне успеха, фирма Rover переключилась на производство автомобилей и просуществовала в новом амплуа до начала XXI века.


Велосипед Rover в конце XIX века внешне уже почти не отличается от современного.


Уже присутствуют резиновые шины. Правда, еще отсутствуют тормоза, но и это изобретение не за горами.

Так все-таки когда был создан первый в мире велосипед? Простого ответа на этот вопрос нет. Велосипед в нынешнем виде создавался разными изобретателями в течение семи десятков лет.

Легендарная родина велосипеда

Как и с другими изобретениями, в истории велосипеда не обходилось без мистификаций. Многим хотелось доказать приоритет своей страны или своей семьи. Иногда эти версии принимаются некритически.

Первый чертеж велосипеда (он оказался подделкой) приписывают еще Леонардо да Винчи.

В революционной Франции

Французам мало было достижений Лалмана и Мишо: хотелось, чтобы самый первый велосипед в мире тоже оказался французским. Старейший беспедальный самокат-велосипед якобы разработал граф де Сиверак в 1791 году. Однако этот самокат был выдумкой. Выдумкой оказался и сам граф де Сиверак.

В Шотландии

1839 году сельский кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландии якобы изобрел самый первый велосипед с педалями - за четверть века до французов. Об этом сообщил уже в конце XIX века земляк и родственник Кикпатрика. Шотландцы и англичане ему верили…

Скорее всего, это тоже выдумка. Документов, определенно подтверждающих существование велосипеда Киркпатрика, нет. Его изображения - это модификация велосипедов, реально созданных на три десятилетия позже, в 1869 году.


В России

В 1896 году уральский краевед написал книгу. В одном ее абзаце краевед упомянул о неожиданном событии! Изобретателем старейшего велосипеда в мире оказался крепостной крестьянин, мастер Тагильского завода Артамонов. Свое творение Артамонов демонстрировал в 1801 году во время коронации Павла I. Писатель-краевед забыл, что Павел I в 1801 году не получил корону, а утратил ее (вместе с жизнью).

В местном музее через четверть века уже показывали сохранившийся «велосипед Артамонова». Нижнетагильский крепостной был настолько искусен, что за 70 лет до англичан смог создать самый настоящий английский велосипед-паук


.

При Сталине, во время «борьбы с космополитизмом», тагильский самородок получил всеобщую известность. Статья об Артамонове попала в Большую советскую энциклопедию. Стало известно имя, общество и даты жизни гениального изобретателя. Шли годы: в биографии Ефима Артамонова появлялись новые и новые подробности. Он стал изобретателем не только первого велосипеда, но и первого автомобиля, а потом пополнил ряды жертв «царского режима».

В 80-е годы XX века личностью Артамонова стали интересоваться уже не только краеведы, но и историки. Историки выяснили: в архивах нет никаких документов о Ефиме Артамонове. Вся биография изобретателя оказалась выдумкой - от начала и до конца. Тагильский мастер ничего не мог изобрести, поскольку не существовал на свете.