Устойчивость надувных байдарок. Как выбрать байдарку: какие бывают байдарки для туризма? Наличие уключин под распашные весла

Из статьи вы узнаете какие байдарки самые устойчивые и что делает байдарку устойчивой.

Такие лодки, как байдарки, в последнее время стали пользоваться огромной популярностью из-за превосходной маневренности, высокой проходимости, простоты управления и удобства в эксплуатации. Их используют в туризме, многих видах водного спорта, охоты, семейных прогулок, экспедиций, различных развлечений. Практически во всех этих случаях наиболее важными являются поворотливость байдарки и ее уровень ее устойчивости.

Под поворотливостью понимается способность лодки быстро изменять свое направление и ее возможность двигаться не только прямо, но и криволинейно. Этот параметр во многом зависит от модификации байдарки и ее устойчивости. Если устойчивость слабая, судно плохо подчиняется управлению на прямом курсе, но при этом может быть очень поворотливым, и наоборот. Высокая устойчивость необходима байдаркам в море, на открытых масштабных водоемах, в дальних путешествиях по широким, относительно спокойным рекам. Требования к ней снижаются, если байдарка предназначается для сплава по бурной воде, для экстремальных занятий или недолгих прогулок возле берега.

Устойчивость судна выражается и в его способности держаться на воде при резких наклонах или тогда, когда гребцы встают. В данном случае большое значение имеет тип байдарки по посадке, особенности упоров, днища, бортов.

Что делает байдарку устойчивой

В целом, устойчивость байдарки зависит от ее массы, ширины, длины, типа обводов, наличия или отсутствия герметичных камер, емкостей непотопляемости, надувных баллонов. Длинные лодки с шириной корпуса около 65-75 сантиметров способны лучше разгоняться и быстрее набирать скорость, следовательно, их устойчивость выше, чем у коротких моделей с шириной от 80 до 90 сантиметров. У узкой байдарки длиной около семи метров она может быть просто феноменальной. Такую лодку довольно сложно сбить с курса и перевернуть, даже если ей пользуются новички. А вот у лодки шириной около метра и длиной порядка трех метров курсовая устойчивость обычно низкая, хотя стоять в ней можно, если днище обладает приличной жесткостью.

Устойчивость лодки по курсу улучшают педальный привод с плавниками, снабженный рулевым пером и сильно килеватые обводы. Каркасные модели для ее повышения можно дополнительно снабжать надувными емкостями, расположенными между оболочкой и бортами. В некоторых случаях улучшить устойчивость судна помогают продольные реданы, создающие подъемную силу при кренах лодки.


Самые устойчивые байдарки

Самыми устойчивыми байдарками являются модели, конструкция которых включает в себя емкости плавучести, выдвижные кили (стеги), откидные подушки-понтоны. К таким вариантам относятся каркасные и корпусные варианты лодок, предназначенных для туризма, экспедиций, дальних походов по большим открытым акваториям. При этом каркасные байдарки способны быстро потерять курсовую устойчивость и перестать подчиняться управлению на высоких волнах или при сильном, если они не снабжены герметическими камерами. Для подобных условий больше подходят длинные корпусные байдарки, которые стремительно идут вперед даже при штормовой погоде.

Что касается стандартных надувных байдарок, то устойчивость - это их слабое место. Отсутствие каркаса жесткости делает лодки рыскающими, слишком верткими, неспособными хорошо держать курс. Если в надувных моделях есть усиливающая днище вставка, рулевое управление, киль и откидные подушки-понтоны, устойчивость их увеличивается, но в любом случае уступает устойчивости корпусных байдарок.

При выборе лодки следует обращать внимание и на ее вес. Следует помнить, что слишком легкие модели, которые обладают многими преимуществами и в большинстве случаев являются предпочтительными, обычно не обладают хорошей устойчивостью. Поэтому для дальних путешествий по просторным водоемам из придется дополнительно оборудовать соответствующими элементами. В противном случае на волнах или при встречном ветре судно начнет заваливаться и уходить в сторону от прямого курса.

Высокая устойчивость байдарки - одна из ее важных характеристик, играющая большую роль при ее использовании на масштабных акваториях. Если же байдарку планируется применять исключительно для кратковременных прогулок или рыбалки недалеко от берега, лучше больше придавать значение ее плавучести и безопасности. Для подобных целей высокая курсовая устойчивость не требуется. Для них необходима легкость в управлении и возможность лодки свободно проходить заросшие тростником места и мелководье. Такие качества есть практически у всех байдарок.

Как выбрать байдарку?-дело весьма сложное, обремененное целым рядом вопросов. Важно не спешить с покупкой, особенно если Вы впервые покупаете себе байдарку и мало что знаете о возможностях использования таких судов . Лучше посоветоваться со специалистами, послушать рекомендации знакомых и друзей, так как от выбора байдарки зависит Ваша безопасность, комфорт во время отдыха и прочие возможности.

Надо сразу сказать о том, что такие суда нужно выбирать для конкретного сплава, так как нельзя иметь судно, которое можно использовать для спокойных рек и для рек с бурным течением, так называемых "белых" вод. Конечно же можно использовать каркасные байдарки в порожистых, бурных реках, а на надувных ходить в "матрасные" походы по спокойным рекам, но комфорта и наслаждения это не принесет. Давайте разберемся в некоторых характеристиках и поймем какие бывают байдарки для туризма и проведем сравнение.

Типы байдарок по конструкционным особенностям:

Надувные:

Это байдарки без жесткого каркаса, состоящие либо из двух бортовых баллонов, склеенных в корме и в носу лодки. Такие лодки могут либо иметь защитную ПВХ оболочку и отдельные баллоны, которые вкладываются в эту оболочку, либо бортовые баллоны могут выполнять и защитную функцию и герметизирующую. В настоящее время все производители переходят на использование второго типа устройства таких лодок. "Надувнушки" используются, в основном, для сплава по порожистым рекам, для этого их специально оснащают бедренными и пяточными упорами, а так же самоотливным дном. Но также эти суда используют для походов по спокойным рекам и рыбалки, хотя в таких условиях они имеют некоторые недостатки. Можно упамянуть такого типичного представителя "надувного семейства" как Байдарка "Каньон Спорт "

Основные положительные качества надувных моделей:

  • Низкие вес - это самое основное положительное качество.
  • Легко собирается-разбирается, быстро приводится в готовность при помощи насоса.
  • Малый объем судна в упакованном виде.
  • Большая "живучесть" судна на камнях, высокая проходимость.
  • Большая остойчивость.

Основные отрицательные качества надувных моделей:

  • Большая парусность судна.
  • Низкая способность всхода на волну
  • Требует аккуратного обращения при ремонте

Каркасные:

Вы наверняка что-то слышали о байдарке "Таймень" или "Салют". Это одни из первых отечественных каркасных байдарок, которые долгое время служили туристам-водникам. Суда такого типа состоят из металлического каркаса (алюминий, дюраль) и плотной оболочки, так называемой "шкуры". Иногда в комплект включен и фартук, препятствующий попаданию воды внутрь байдарки. Используются каркасные байдарки в основном для походов по спокойным рекам, имея при этом высокую скорость. На некоторые модели можно установить руль. Наиболее популярные в этом класе "Таймени", "Нэрис" и лодки от "Тритон-ЛТД".

Основные положительные качества каркасных лодок:

  • Высокая скорость наряду с легкостью курсирования.
  • Огромное количество внутреннего объема лодки под походные вещи.
  • Большая грузоподъемность наряду с низким изменением осадки судна.

Основные отрицательные качества надувных лодок:

  • Большой вес и большой объем в упакованном виде.
  • Низкая "живучесть" оболочки, высокая стоимость ремонта каркаса.
  • Длительное время сборки.
  • Высокая стоимость лодки.

Карскасно-надувные:

В своей конструкции такие байдарки имеют жесткий каркас, оболочку в которой имеются надувные баллоны. Такая конструкция сочетает в себе некоторые полезные качества каркасных и надувных лодок. В свою очередь они хорошо управляются, имеют меньший, по сравнению с каркасными, вес. Бортовые баллоны придают лодке большую остойчивость. Можно отметить в этом классе каркасно-надувную байдарку Добрыня.

Основные положительные качества каркасно-надувных судов:

  • Высокая маневренность, высокая проходимость (сравнимая с каркасными).
  • Небольшой вес, меньшее количество каркаса.
  • Большой объем внутреннего пространства под вещи.
  • Небольшой объем в упакованном виде (сравнимый с каркасными)

Основные отрицательные качества каркасно-надувных судов:

  • Длительность сборки.
  • Большая стоимость ремонта.

Пример каркасно-надувнйо байдарки:

На что еще необходимо обратить внимание при выборе байдарки:

1. Вес с упаковкой - важная составляющая правильного выбора. Обратите на этот показатель самое пристальное внимание, так как именно Вы будете транспортировать судно к воде. Не секрет, что часто байдарки используются и в пшеше-водных походах. Именно в таких случаях легкие лодки будут иметь приимущество.

2. Простота сборки-разборки также может повлиять на окончательный выбор. Многие туристы, имевшие честь ходить на каркасниках, основным недостатком таковых считают время сборки наряду со сложностью сборки.

3. Количество мест в Вашей "пироге" также не мало важно. Можно выбрать от одноместной до трех-четырех местной, в зависимости от Ваших предпочтений. Отметим, что одноместная байдарка требует большего навыка в управлении, но двух, трех местные требуют слаженности экипажа. Трехместная байдарка лучше держит курс и имеет выше скорость, чем одноместная, но трехместная менее маневренная чем одноместная.

Надеемся мы помогли Вам ответить на вопрос - Как выбрать туристическую байдарку? Удачного приобретения в нашем магазине.

Совсем недавно в продажу поступила абсолютно новая каркасно-надувная байдарка Хатанга Travel от известного Питерского производителя надувных лодок и гермоупаковок Stream.

Travel была анонсирована еще зимой, и вот мы ее дождались! Рассмотрим поближе?

Хатанга Travel, как и надувные версии, выпускается в трех вариантах: одноместная, двухместная и трехместная. Различаются они, как и раньше, только длиной, из чего следуют различия в грузоподъемности и весе самой байдарки. Ширина лодок, диаметры баллонов и прочие параметры остаются приблизительно одинаковы у всех трех размерностей байдарок Travel.

Байдарка предназначается для путешествий по озерам и рекам с небольшими порогами, до 2 категории сложности максимум, а также для рыбалки, охоты и просто семейного отдыха на воде.

Хатанга Travel имеет 4 раздельных надувных баллона в бортах, как и предыдущие модели Хатанг. Надувное дно отсутствует, оно заменено алюминиевым каркасом, что позволило снизить вес лодки и улучшить ход на гладкой воде. Каркас состоит из штевней, хорд, шпангоутов и распорок, каким мы привыкли видеть его во всех популярных байдарках.


Байдарки Travel имеют два лючка для загрузки вещей: в носу и корме лодки. И если в надувных версиях Хатанги такие отсеки есть только в одноместной лодке и модификации Expedition, то теперь в двух-, и трехместных моделях люки также присутствуют.

Сидушки в каркасных Хатангах тоже изменились - нижняя часть теперь надувается, позволяя комфортно грести долгое время. Спинки остались прежними, как и в надувных версиях лодок.

Байдарки изготавливаются из пятислойной армированной ткани ПВХ, очень устойчивой к повреждениям.

Итак, подведем итог и сравнение байдарок Хатанга Travel с надувными Хатанга Sport.

Новая каркасно-надувная байдарка от Stream стала длиннее (примерно на 10 см в каждой версии), легче, лучше держит курс на спокойных водоемах. Это отличный выбор для тех, кто не собирается на бурные реки, там все еще царят давно любимые Хатанга Sport. Так что говорить, что лучше: Sport или Travel, не совсем уместно - у них немного разное назначение.

А это технические характеристики байдарок Travel:

Параметр

Хатанга- Travel

Длина, м

Ширина, м

0,94

0,97

0,97

Длина кокпита, м

3,14

3,62

4,22

Ширина кокпита, м

0,42

0,42

0,42

Диаметр баллона, м

0,26

0,275

0,275

Количество баллонов, шт

Грузоподъемность, кг

Кол-во пассажиров

Вес комплекта, кг

14,5

19,2

22,6

Плотность такни, гр/м

750/950

750/950

750/950

Габариты в упаковке, м

0,32х0,5х0,78

0,35х0,52х0,9

0,35х0,52х0,9

Байдарки можно приобрести в нашем магазине Каяк Хауз по адресу: г. Москва, ул. Смольная, 63Б, павильон Д-33 ТЦ «Экстрим» или заказать в интернет магазине с доставкой!

Также у нас всегда вы найдете все необходимое для сплава: весла, брызгозащитные юбки, гермомешки и многое другое. Ждем вас!




Привычная оговорка. Байдарки и их характеристики буду рассматривать применительно к семейным матрасным походам. Походам с детьми по рекам средней полосы России. В таких походах как правило используются байдарки промышленного производства, которые можно без особых проблем перевозить в общественном транспорте, то есть разборные (складываемые) байдарки и упаковываемые в транспортировочный мешок (рюкзак).

Начнём. Байдарка - это разновидность лодки, предназначенная для движения по воде, по преимуществу, с помощью вёсел. Имеет вытянутую форму, гребцы расположены в ряд, друг за другом. Байдарки бывают: неразборные, разборные, надувные, каркасные, каркасно-надувные, морские, для стоячей воды, для рек, для порожистых рек, для продолжительных походов, для коротких походов, тяжёлые, лёгкие, сверхлёгкие, с парусом, даже с мотором, деревянные, пластиковые, резиновые и т.д. Постараемся разобраться в этом многообразии, повторюсь, применительно к семейным походам по европейской части России.

Функции байдарочников на воде, их роли, сопряжены с местом, занимаемым в байдарке. Это важно понимать, выбирая байдарку для семьи, чтобы правильно распределить экипаж по местам. На корме (в заднем отсеке) всегда сидит капитан, он же рулевой. Это связано с тем, что сидя сзади очень легко управлять байдаркой (маневрировать). Капитан несет ответственность за всех членов экипажа и за судно, принимает тактические решения, руководит действиями экипажа. Соответственно, остальные гребцы называются матросами и находятся в безусловном подчинении капитану, выполняя его команды. Не гребцы (дети) называются юнгами и могут учиться грести во время отдыха матросов, опять же по команде капитана. В трёхместных байдарках два передних гребца зачастую расположены близко друг от друга и при асинхронной (невпопад) гребле могут мешать друг другу, решить вопрос можно или синхронизацией, или греблей по очереди - сменяя друг друга.


Пассажировместимость - означает то количество мест, рассчитанных на среднестатистического взрослого человека, что предусмотрено конструкцией байдарки. Бывают одноместные байдарки, их по-другому ещё называют каяки, двухместные и трёхместные. Обычно так и обозначается в названии байдарки - Таймень 2, Салют 3 или Нева 2 - цифра указывает количество мест.

К примеру, в байдарке Таймень 3, судя по названию, предусмотрено три посадочных места, но могут на ней сплавляться вполне удобно: двое взрослых, подросток и двое детей помладше, то есть пять человек. Как же это получается, спросите вы. Отвечу: во-первых, можно маленького ребёнка подсадить к более взрослому туристу, во-вторых, двоих детей можно посадить вместе, и, в-третьих, в этой байдарке есть грузовой отсек, который в непродолжительных походах можно частично заполнить человеком. :))

Грузовместимость. Сколько груза и куда можно положить в байдарке.

В старых советских каркасных байдарках типа Салют (первых массовых), груз располагался в больших носовых и кормовых отсеках, а также под бортами. Байдарки были очень вместительные. В следующем поколении каркасных байдарок - Таймень (самая массовая), в связи с изменением геометрии лодки, был предусмотрен грузовой отсек между рулевым и матросом.

В надувных байдарках есть одна особенность: в связи с тем, что большой объём байдарки занят воздухом в баллонах, остаётся мало места для груза - вещей и припасов туристов. Выходят из положения путем превращения трехместной байдарки в двухместную, а зачастую и в одноместную - заполняя места для гребцов багажом. Особенно это актуально для сверхлёгких байдарок типа Щука. Как вариант, груз можно перевозить в маленькой надувной лодке (байдарке), привязанной сзади - по типу прицепа к автомобилю или подбросить к товарищам из другой байдарки. :))

Грузоподъёмность - какой вес можно загрузить в байдарку. Складываем вес туристов с весом багажа и получаем необходимую нам величину. Сравниваем её с паспортными данными байдарки и оставляем лишнего члена экипажа или палатку дома. Шутка… да… видимо шутка… хотя…

Конструкция байдарки . Разборные (складываемые) байдарки бывают каркасные, каркасно-надувные и надувные.

Каркасные байдарки - самые массовые из разборных байдарок. Классика - она и в Африке классика. Надёжные, сравнительно тяжёлые, но при этом крепкие и жёсткие байдарки, чаще всего предназначенные для путешествий по небольшим (некрупные водохранилища) озёрам и рекам с малым и средним течением. Жёсткость каркаса придаёт лодке хорошую управляемость, большую грузоподъёмность и вместительность. Они лучше всех байдарок ходят по медленному течению и против ветра. На каркасных байдарках можно развить большую скорость.


Каркас выполняют из дерева, а сегодня чаще из фанеры или дюралевых труб. Бывают гибридные каркасы - дерево + дюраль. Обшивку раньше делали из прорезиненной ткани (брезента), сегодня с распространением искусственных материалов все «шкуры» выполняют из ткани (стекловолоконной сеточки) облитой полихлорвинилом (ПВХ), что сильно улучшило прочность и долговечность.

Надувные байдарки . Некие видоизменённые надувные лодки, которым придали вытянутую форму, лучше приспособленную для прямолинейного ускоренного движения. Быстро грести всё равно не получается: лодку начинает крутить. Зато комфорт выше: мягко сидеть.


Имеет малый полезный объём для груза. Зато весит заметно меньше каркасной байдарки и занимает меньше места при перевозке. Отлично ведёт себя при сплаве по порогам (гибкая), сильно закоряженным рекам (тяжелее прорвать) и узким рекам с быстрым течением (маневренная). Однако неудобно ходить по озёрам и в особенности тяжело идти против ветра на водоемах с маленьким течением или без течения - высокая парусность.

Баллоны часто выполняют двухслойными: внешняя оболочка (защита от механических повреждений - ПВХ и/или ткань) и сам надувной внутренний баллон (из тонкой прорезиненной ткани или плёнки).

Дно также зачастую делают надувным - это придаёт дополнительную жёсткость байдарке и плавучесть (грузоподъёмность). Иногда даже присутствует на байдарке некое подобие киля, придающего байдарке большую остойчивость (непереворачиваемость) и улучшающего прямолинейность движения.


Бывают мокрые и сухие. В мокрых есть сливные отверстия в днище, в которые стекает вода, попадающая в байдарку от волн, брызг и вёсел при сплаве. Есть и другой эффект: при превышении грузоподъёмности, или при недостаточно надутых баллонах вода начинает заполнять байдарку снизу. Особенно важно при холодной воде. Конечно, это придаёт дополнительную остойчивость байдарке и если вы одеты в непромокаемую одежду (как вариант - неопрен) - всё отлично, но если нет, придётся бороться с этой проблемой. Поддувать баллоны, срочно съедать припасы, либо кем-то или чем-то жертвовать ради комфорта. :)

NB : Не забудьте взять насос, а лучше два.

Каркасно-надувные байдарки были разработаны для придания большей плавучести (живучести) каркасным байдаркам в случае повреждения обшивки. В бортах байдарки сделаны карманы, в которые вставляются надувные элементы («сосиски»). Если в лодку поступает вода, каркасно-надувная байдарка даёт вам больше времени для того, чтобы причалить к берегу для ремонта «шкуры». Баллоны занимают полезный объём байдарки, но увеличивают грузоподъёмность.

Надувно-каркасные байдарки - следующий этап превращения надувной лодки в байдарку. Если в предыдущем случае идёт эволюция байдарки от простого каркасника до каркасно-надувной байдарки, то здесь идёт процесс придания жёсткости конструкции видоизменённой надувной лодке.

Оба этих подвида байдарок претендуют на звание лучшей и универсальной байдарки. Но при этом не теряют основные свои качества. Всё равно надувнушка лучше на быстром течении и порогах, а каркасник - на спокойной и средней воде.

Итог. При длительных походах крайне важна вместимость байдарки с точки зрения перевозки запаса провизии. Часто бывает так, что закупаться нормальными продуктами во время похода крайне проблематично - или нет населённых пунктов, или в них нет магазинов, или в этих магазинах плохой выбор и некачественные продукты.

При сплавах по озёрам и рекам со спокойным течением, коих в средней полосе России подавляющее большинство, выбирайте каркасник либо КНБ (каркасно-надувную байдарку), соразмеряясь с численностью и весом семьи. Имейте ввиду взросление детей, их прирост и привес, возможно, вскоре вам придётся покупать/арендовать вторую байдарку.

Байдарка представляет собой специфическое судно, которое должно подбираться для конкретного сплава. Другими словами, надувная байдарка может оказаться не слишком эффективным решением при необходимости передвижения по спокойным рекам. В данном случае предпочтение лучше отдавать каркасным моделям.

Давайте разберемся в характеристиках отдельных типов плавсредств данной категории, постараемся определить оптимальный вариант для передвижения в тех или иных водах.

Байдарка надувная

К таким суднам относятся изделия, которые не имеют жесткого каркаса. За поддержание формы здесь отвечают надувные бортовые баллоны, размещенные в носовой и кормовой частях лодки.

Состоять надувная байдарка может из ПВХ-оболочки, куда помещаются съемные баллоны. Другое решение предусматривает монолитное соединение внешнего защитного слоя с надувными емкостями, что отвечают за плавучесть судна. Именно последний вариант все чаще можно увидеть на рынке.

Какими достоинствами отличаются надувные байдарки? Отзывы пользователей дают возможность выделить следующие положительные качества таких плавсредств:

  • незначительный вес;
  • легкая сборка и разборка;
  • небольшой объем лодки в упакованном виде;
  • высокая проходимость по каменистым участкам, «живучесть» судна;
  • хорошая устойчивость на бурной воде.

В то же время байдарка надувная имеет и некоторые недостатки. Изделия данного типа обладают высокими показателями парусности. Другими словами, помимо течения, гребцам часто приходится бороться с порывами ветра. К тому же надувные конструкции довольно плохо всходят на волну.

Каркасные байдарки

Изделия данного типа состоят из облегченного алюминиевого либо дюралюминиевого каркаса, покрытого плотной оболочкой. Отдельные модели комплектуются защитным фартуком, который препятствует заполнению судна водой.

Применять каркасные байдарки рационально при организации сплавов по сравнительно спокойным рекам. Главным аргументом в пользу такого варианта становится возможность развития внушительной скорости.

Каркасные байдарки маневренны, обладают значительным объемом внутреннего свободного пространства, что становится незаменимым качеством при необходимости сплава вместе с походными вещами. Особую роль играет небольшая осадка корпуса в толще воды наряду с высокой грузоподъемностью.

Что касается отрицательных качеств каркасных моделей, здесь стоит выделить:

  • внушительный вес и габариты конструкции;
  • низкую способность внешней оболочки противостоять сильным ударам и контакту с острыми поверхностями;
  • высокую стоимость восстановления поврежденного каркаса;
  • длительность сборки.

Каркасно-надувные байдарки

Подобные конструкции сочетают в себе жесткий каркас с эластичной внешней оболочкой, которая содержит надувные баллоны. Такое строение позволяет снизить общий вес судна, что положительно сказывается на показателях управляемости. В то же время наличие бортовых баллонов обеспечивает лодке хорошую устойчивость.

Если говорить о минусах каркасно-надувных моделей, то, как и в предыдущем варианте, на первое место выступает высокая стоимость ремонта и длительность сборки конструкции.

Существует ряд ключевых моментов, которые заслуживают внимания при выборе байдарки:

  1. Характер вод, на которых будет применяться судно. За счет устойчивости, надувные изделия выступают оптимальным решением для передвижения по бурным порогам. Каркасные байдарки, напротив, эффективны при необходимости преодоления значительных расстояний на относительно спокойных водах.
  2. Скорость байдарки. Быстроходностью отличаются модели значительной длины, которые обладают «острым» днищем и лишены тупых обводов корпуса.
  3. Вместительность. Внушительным полезным объемом отличаются каркасные и каркасно-надувные модели. При необходимости организации продолжительных путешествий многочисленными группами предпочтение лучше отдавать трех- и четырехместным байдаркам.
  4. Транспортировка. Надувные модели отличаются компактностью в собранном состоянии. Поэтому их удобно перевозить в автомобиле. Что касается каркасных изделий, последние хороши возможностью разборки на отдельные составляющие и рациональным распределением груза между участниками сплава.

В итоге

Чтобы определиться с оптимальным вариантом, рекомендуется на практике оценить достоинства и недостатки суден отдельного типа. Окончательный выбор стоит осуществлять, опираясь на собственные наблюдения, условия заплыва, характер вод и тип местности, по которой будет выполняться сплав на байдарке.