Участие в олимпиадах. Какие олимпиады дают льготы при поступлении в вузы

Какие олимпиады дают льготы при поступлении в вузы

Получить льготы при поступлении в вузы можно, став победителем (дипломантом 1 степени) или призером (дипломантом 2 или 3 степени) финала всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиады из Перечня Минобрнауки России. В России проходит множество других олимпиад и соревнований школьников, но существенные льготы при поступлении предусмотрены только победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и олимпиад, вошедших в Перечень.

Льготы при поступлении в вузы для олимпиадников бывают двух типов — зачисление без вступительных испытаний и получение максимального балла за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, или за дополнительное вступительное испытание, установленное вузом (дополнительный экзамен при этом сдавать не нужно).

О всероссийской олимпиаде школьников

Победители или призёры заключительного этапа имеют право на поступление без вступительных испытаний в любой вуз на направление, соответствующее профилю олимпиады. При этом соотнесение направления подготовки и профиля олимпиады определяет сам вуз и в обязательном порядке публикует данную информацию на своем официальном сайте. С 2016 года это нужно сделать в срок до 1 октября предшествующего года ().

Если победитель или призер всероссийской олимпиады школьников выбирает образовательную программу по непрофильному направлению (специальности), то по решению вуза ему засчитывается наивысший результат (100 баллов) за ЕГЭ по соответствующему предмету.

Для победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников право на льготу сохраняется в течение 4-х лет.

Олимпиады под эгидой Российского совета олимпиад школьников

Ежегодно Министерство образования и науки РФ утверждает Перечень олимпиад школьников на очередной учебный год, победители и призеры которых получают льготы при поступлении в вузы. Еще прошлой весной вузы подали заявки на проведение экспертизы и включение олимпиады, которую этот вуз проводит, в Перечень. Эксперты Российского совета олимпиад школьников, проанализировали качество и уровень сложности олимпиадных заданий, информацию о численности участников, географию олимпиады, её результаты за предыдущие два года проведения и многое другое. Исходя из этих данных Российский совет олимпиад школьников принял решение о включении олимпиад в Перечень и о присвоении им уровней, от которых и зависят льготы.

С 2016 года правом на льготу можно воспользоваться в течение 4 лет, как и в случае всероссийской олимпиады школьников. Но для олимпиад из Перечня каждый вуз может сам решать, в каком классе общеобразовательной программы должен быть получен диплом для предоставления льготы.

Чтобы использовать льготу при поступлении, победители и призеры олимпиад должны набрать на ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, определенное количество баллов. По общему правилу – не менее 75 баллов, однако вуз может установить и более высокую «планку».

Вуз может выбрать один или несколько предметов из числа профильных для олимпиады, по которому (или по которым) победители и призеры олимпиады поступающие без вступительных испытаний, должны набрать определенное количество баллов ЕГЭ. Например, если льготу дает олимпиада по экономике, вуз может определить в качестве такого предмета математику или обществознание или оба эти предмета сразу – и тот, и другой предмет соответствует профилю олимпиады.

Для того, чтоб воспользоваться льготой «максимальный балл за вступительное испытание», нужно «подтвердить» олимпиаду баллом ЕГЭ по предмету этого вступительного испытания.

По новым правилам, каждый вуз имеет право утвердить свой, сокращенный, список олимпиад, дающих льготы, и оставить без преимуществ победителей и призёров остальных олимпиад, входящих в Перечень Минобрнауки. Пока сложно сказать, будут ли вузы активно пользоваться этой возможностью.

Подробнее о требованиях вуза можно узнать из правил приема, опубликованных на его официальном сайте. Обязательно их прочтите, несмотря на сложный бюрократический язык, навевающий скуку и желание прекратить чтение немедленно.

Теперь всю информацию о льготах вузы должны опубликовать еще раньше — не до 1 июня, как было раньше, а до 1 октября предшествующего приему года (Приказ «О внесении изменений в Порядок приема в вузы»).

О дипломах победителям и призерам олимпиад из Перечня

Победители и призеры олимпиад из Перечня могут получить как оригинал диплома (их выдает организатор олимпиады по месту своего нахождения), так и его электронную копию. Независимо от места своего проживания победитель (призер) олимпиады из Перечня может, используя сервисы портала Российского совета олимпиад школьников , распечатать электронную копию диплома, которую охотно примет любая приемная комиссия, так как копия эквивалентна оригиналу. Если в данных, напечатанных в дипломе, обнаружится ошибка, нужно оперативно сообщить об этом организаторам олимпиады и дождаться, пока она будет исправлена.

Подробно о льготах для победителей и призеров олимпиад

Можно ли будучи дипломантом одной олимпиады из Перечня получить льготу при поступлении не в один вуз, а в несколько? Этот вопрос задают чаще других и понятно почему.

По общим правилам приема абитуриент может подать документы в пять вузов и в каждом из них не более чем на 3 направления подготовки. Соответственно, льготой «засчитать максимальный балл ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады» можно воспользоваться не более 15 раз.

Воспользоваться же льготой поступления без вступительных испытаний можно только в одном вузе и на одном направлении подготовки. Для этого вместе с дипломом победителя (призера) олимпиады туда придется подать сразу и оригинал аттестата. Исключение — случай, когда у абитуриента есть и диплом всероссийской олимпиады школьников, и диплом олимпиады из Перечня, дающий право на поступление без экзаменов. Тогда получить льготу можно в двух вузах или в двух конкурсах одного вуза: в один подается оригинал аттестата, а в другой — копия с указанием, где лежит оригинал.

Случается, что абитуриент, имея право быть принятым на программу подготовки без вступительных испытаний, просит засчитать ему максимальный балл ЕГЭ по профильному предмету и допустить к участию в общем конкурсе, так как оригинал диплома он подал в другой вуз. Эта нестандартная ситуация разрешается приемными комиссиями разных вузов по-разному – в одних вузах разрешают заменять льготу более высокого уровня на льготу более низкого уровня, а в других – нет.

Среди олимпиадников встречаются «стахановцы», которые принимают участие во многих олимпиадах и во многих достигают успеха. Такой абитуриент может предъявить приемной комиссии дипломы победителя (призера) разных олимпиад и получить максимальные баллы по нескольким или даже по всем вступительным испытаниям.

Если все равно остались вопросы

К сожалению, в новом порядке приема встречаются пункты, которые вузы могут трактовать по-разному, поэтому здесь не рассмотрены некоторые специфические ситуации. Если в этом материале вы не нашли ответ на свой вопрос, обратитесь в приемную комиссию выбранного вуза, там смогут ответить на него максимально точно.

Критерии определения уровней олимпиад школьников

Критерии включения олимпиад школьников в Перечень олимпиад

1. Проведение организатором олимпиады школьников (далее - олимпиада) в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников (далее - Порядок) не менее двух лет, предшествующих году подачи заявки, в случае подачи заявки на включение олимпиады в Перечень олимпиад впервые при условии, что олимпиады иного профиля этого же организатора олимпиады не включались в Перечень олимпиад в течение трёх предыдущих лет.

2. Проведение организатором олимпиады в соответствии с Порядком не менее одного года, предшествующего году подачи заявки, при условии, что олимпиада иного профиля этого же организатора олимпиад включалась в Перечень олимпиад в течение трех предыдущих лет.

3. Творческий характер олимпиадных заданий и других видов испытаний.

4. Обеспечение свободного доступа лиц, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, к участию в олимпиаде.

5. Наличие на официальном сайте организатора или официальном сайте олимпиады в сети "Интернет" условий и требований по проведению олимпиады, определенных организатором олимпиады, олимпиадных заданий прошлых лет, информации о победителях и призёрах олимпиады не менее чем за один год, предшествующий году подаче заявки.

6. Число участников олимпиады не менее 200 человек.

Доля победителей и призёров олимпиады от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 25%, доля победителей от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 8%.

7. Наличие у организатора олимпиады необходимых организационных, методических, кадровых, материально-хозяйственных, финансовых ресурсов, а также опыта проведения олимпиад.

Критерии присвоения уровней олимпиадам школьников, включенных в Перечень олимпиад

1. Количество субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде (от каждого субъекта должно быть представлено не менее 5 участников олимпиады школьников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 25 субъектов Российской Федерации;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 12 субъектов Российской Федерации или не менее двух федеральных округов и не менее 50% от числа регионов, входящих в состав каждого федерального округа;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 6 субъектов Российской Федерации или не менее 50% от числа регионов, входящих в состав федерального округа, на территории которого располагается организатор олимпиады.

2. Возрастной охват участников олимпиады (доля участников невыпускных классов от общего количества участников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 30%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 25%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 20%.

3. Творческий характер и уровень сложности олимпиадных заданий:

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - на заключительном этапе не менее 70% оригинальных творческих заданий, не менее 50% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - на заключительном этапе не менее 50% оригинальных творческих заданий заключительного этапа, не менее 40% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - на заключительном этапе не менее 30% оригинальных творческих заданий, не менее 30% заданий высокого уровня сложности.

[ссылка-1] 07.07.2015 17:21:02, Колокольчик(п)

Олимпиады, которые проводятся вузами для школьников

(возможно, данный перечень неполный)

Помимо названия олимпиад указаны предметы, по которым будут проводиться испытания, и уровень сложности олимпиад. По ссылке, содержащей название вуза, находится информация о данном вузе (адрес, телефоны, факультеты или направления деятельности).

Примечания:


1) по сложности заданий все российские олимпиады разделены на 3 уровня сложности. Как правило, победа в олимпиаде 1-го и 2-го уровня дает право поступить в вуз вне конкурса . Но если вуз проводит олимпиаду, например, 2-го уровня, то на победителей аналогичной олимпиады 3-го уровня (более простого) льготы могут не распространяться (следует искать эту информацию в правилах приема в конкретный вуз);

2) иногда вуз меняет уровень сложности проводимой им олимпиады и перечень предметов (эту информацию также следует уточнять в правилах приема в конкретный вуз).

  • II Южно-Российская межрегиональная олимпиада школьников по комплексу предметов «Архитектура и рисунок» — ЮФУ . Композиция, рисунок, черчение, живопись. III уровень.
  • Байкальская лингвистическая олимпиада школьников — Иркутский лингвистический университет . Лингвистика, иностранные языки. III уровень.
  • Воронежская региональная олимпиада школьников Воронежского государственного университета . Русский язык, физика, литература. III уровень.
  • Всесибирская открытая олимпиада школьников — НГУ. Физика, информатика, математика — II уровень. Химия, биология — III уровень.
  • Герценовская олимпиада школьников — РГПУ имени А.И. Герцена . Литература, иностранные языки, география. III уровень.
  • Городская открытая олимпиада школьников — Санкт-Петербургский дворец творчества юных. Физика. II уровень.
  • Интернет-олимпиада школьников «Нанотехнологии — прорыв в будущее!» — МГУ имени М.В. Ломоносова. Нанотехнологии (химия, физика, математика, биология). I уровень.
  • Интернет-олимпиада школьников по информатике — СПбГУ ИТМО. I уровень.
  • Интернет-олимпиада школьников по физике — СПбГУ , СПбГУ ИТМО. II уровень.
  • Междисциплинарная олимпиада школьников в рамках Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского - ГУГН. Естественные науки, в частности биология. III уровень.
  • Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии - химфак МГУ имени М.В. Ломоносова. I уровень.
  • Международная олимпиада школьников по основам наук в УрФО - Уральский педагогический университет . География. III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников по научному краеведению «Мир через культуру» - Вологодский педагогический университет . Краеведение, в частности история. III уровень.
  • Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников ГУ-ВШЭ . Гуманитарные и социальные науки, в частности обществознание - II уровень. Комплекс предметов «информатика» - III уровень. Экономика (обществознание) - II уровень. Комплекс предметов «математика» - III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада МПГУ для школьников. Русский язык - II уровень. География - III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников - УрГУ имени А.М. Горького. Математика, история. III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников - Совет ректоров вузов Красноярского края. Информатика, история. III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи - будущее науки» - Нижегородский университет имени Н.И. Лобачевского , Ярославская медицинская академия , Ярославский университет имени П.Г. Демидова , Саровский физико-технический институт, Белгородский технологический университет имени В.Г. Шухова . Физика - II уровень. Русский язык, химия, биология, математика, история - III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников « Российский государственный гидрометеорологический университет ». География. III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников «Талант преодоления» - МГТУ имени Н.Э. Баумана , МГППУ , . Математика, информатика. III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений - Академия ФСБ РФ , Академия ФСО РФ. Математика. III уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии - Академия криптографии РФ, Академия ФСБ РФ. Математика. II уровень.
  • Межрегиональная олимпиада школьников, проводимая Российским химико-технологическим университетом им. Д.И. Менделеева. Химия. III уровень.
  • Межрегиональный экономический фестиваль «Сибириада. Шаг в мечту» - НГУ, ГУ-ВШЭ , Сибирский университет потребкооперации. Экономика (обществознание). III уровень.
  • Московская олимпиада школьников - Совет ректоров вузов Москвы и Московской области. Астрономия и физика космоса, география - III уровень. Информатика, химия, физика - II уровень. Математика - I уровень.
  • Московская традиционная олимпиада школьников по лингвистике - Совет ректоров вузов Москвы и Московской области. Иностранные языки, русский язык. III уровень.
  • Областная олимпиада школьников памяти С.А. Каплана - Поволжский центр аэрокосмического образования. Комплекс предметов, в частности физика. III уровень.
  • Общероссийская олимпиада школьников «Полиглот-Плюс» - МГУ имени М.В. Ломоносова. Иностранные языки. III уровень.
  • Объединенная московская межвузовская математическая олимпиада - Совет ректоров вузов Москвы и Московской области. Математика. III уровень.
  • Олимпиада МГИМО (У) МИД России для школьников. История, обществознание. II уровень
  • Олимпиада МЭСИ для школьников. Русский язык, математика. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Балтийский научно-инженерный конкурс» - СПбГУ . Математика. III уровень
  • Олимпиада школьников «Будущее инновационной России» - Курский технический университет. Математика. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Всероссийская викторина по финансовому рынку для старшеклассников» - Федеральная служба по финансовым рынкам. Экономика и управление (обществознание). I уровень
  • Олимпиада школьников «Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» - НИЯУ « МИФИ ». Комплекс предметов, в частности математика, физика, биология, химия. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Всероссийский открытый конкурс дирижеров - учащихся средних специальных учебных заведений» - Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки. Хоровое дирижирование. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Государственный аудит» - МГУ имени М.В. Ломоносова. Государственный аудит (обществознание). III уровень.
  • Олимпиада школьников «Инновационные технологии» - МИСиС . Комплекс предметов, в частности математика, физика, химия, информатика. II уровень.
  • Олимпиада школьников «Кадры XXI века» - Нижегородский технический университет имени Р.Е. Алексеева. Физика. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Ломоносов» - МГУ имени М.В. Ломоносова. География, экономика, право, механика, информатика, геология, биология, международные отношения и глобалистика - III уровень. История, русский язык, литература, физика, химия, иностранные языки, обществознание - II уровень. Математика - I уровень.
  • Олимпиада школьников «Ломоносов» - МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ . Психология (биология). III уровень.
  • Олимпиада школьников «Ломоносов» (проект «Стань журналистом!») - МГУ имени М.В. Ломоносова. Журналист (иностранные языки, литература). III уровень.
  • Олимпиада школьников «Основы православной культуры» - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Основы православной культуры (история). II уровень.
  • Олимпиада школьников «Основы управления (менеджмента)» - МГУ имени М. В. Ломоносова. Комплекс предметов, в частности обществознание. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Паруса надежды» - МИИТ . Математика. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» - МГУ имени М.В. Ломоносова. Иностранные языки, обществознание, биология - III уровень. Химия, география - II уровень. Обществознание, история, физика, математика, литература - I уровень.
  • Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова» - МГУ имени М.В. Ломоносова, МАИ , СТАНКИН. Комплекс предметов, в частности математика, физика, история, биология, лингвистика. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Физтех». Физика, математика. II уровень
  • Олимпиада школьников в Российском государственном социальном университете по русскому языку. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Интеллектуальный марафон имени Н.Д. Кондратьева» - Институт экономики РАН. Экономика (обществознание). III уровень.
  • Олимпиада школьников «Всероссийский конкурс учебно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных и экономических школ, лицеев, гимназий и колледжей «Экономический рост России» - Финансовая академия при правительстве РФ. Экономика (обществознание). II уровень
  • Олимпиада школьников Московского государственного строительного университета. Рисунок, архитектурная графика. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Наследники Левши» Тульского государственного университета. Физика. III уровень.
  • Олимпиада школьников по информатике и программированию - СПбГУ ИТМО. Информатика. I уровень
  • Олимпиада школьников по комплексу предметов «Культура и искусство» - Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна. Рисунок, живопись, композиция , история искусства и культуры. II уровень.
  • Олимпиада школьников РГГУ . Русский язык - II уровень. История - III уровень.
  • Олимпиада школьников Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева. Математика в комплексе естественных наук. III уровень.
  • Олимпиада школьников « СА ММАТ » - Самарский университет. Математика. III уровень.
  • Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета. Обществознание, история, иностранные языки, химия, биология, математика, русский язык, литература - III уровень. География, физика - II уровень.
  • Олимпиада школьников «Сурские таланты» - Пензенский университет, Пензенский педагогический университет имени В.Г. Белинского, Пензенский университет архитектуры и строительства. Математика, широкий комплекс гуманитарных и естественно-научных предметов. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Турнир городов» - Московский центр непрерывного математического образования. Математика. I уровень.
  • Олимпиада школьников « Учитель школы будущего» - МГПУ , МПГУ . Иностранные языки. III уровень.
  • Олимпиада школьников «Шаг в будущее» - МГТУ имени Н.Э. Баумана. Математика, химия, литература, биология, обществознание, физика - II уровень. История, информатика, математика, физика - I уровень.
  • Открытая интернет-олимпиада школьников по математике по Северо-Западному федеральному округу - СПбГУ ИТМО. Математика. III уровень.
  • Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского федерального округа «Будущее Сибири» - НГТУ, ТГУ, НГУ. Физика, химия, география. III уровень.
  • Открытая олимпиада школьников Волгоградского государственного технического университета. Математика. III уровень.
  • Открытая олимпиада школьников по программированию - Московский центр непрерывного математического образования. Информатика. I уровень.
  • Открытая олимпиада школьников по физике Башкирского государственного университета. III уровень
  • Открытый всероссийский конкурс молодых исполнителей на струнных инструментах «Мерзляковка приглашает друзей» - Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Инструментальное исполнительство. III уровень
  • Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников Росатома - НИЯУ « МИФИ ». Математика - III уровень. Физика - II уровень.
  • Предметные олимпиады для школьников на звание «Стипендиат Астраханского университета». Математика, русский язык. III уровень.
  • Региональная межпредметная олимпиада школьников по экономике - СПбГУ . Экономика и управление (обществознание). II уровень.
  • Региональная межпредметная олимпиада школьников «Агрообразование - XXI век» - Белгородская государственная сельскохозяйственная академия. Биология . III уровень.
  • Региональная олимпиада для школьников Совета ректоров вузов Камчатского края - Камчатский университет имени Витуса Беринга. Математика, история, иностранные языки. III уровень.
  • Региональная олимпиада школьников - Алтайская педагогическая академия. Русский язык, иностранные языки. III уровень.
  • Региональная олимпиада школьников «Инновационные технологии» - УрГУ -УПИ имени Б.Н. Ельцина. Физика. III уровень.
  • Региональная олимпиада школьников «Олимпиадный марафон имени В.П. Лукачёва» - Самарский аэрокосмический университет. Физика. III уровень.
  • Региональная олимпиада школьников вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи - Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга. Русский язык, математика - III уровень. Физика - II уровень.
  • Региональная открытая предметная олимпиада школьников Казанского государственного университета. Обществознание, физика. III уровень.
  • Региональный конкурс школьников Челябинского университетского общеобразовательного округа - Челябинский университет. Литература, обществознание, иностранные языки. III уровень.
  • Республиканский физико-технический конкурс «Исследуем и проектируем» - Якутский университет имени М.К. Амосова. Математика. III уровень.
  • Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада школьников - СПбГУ . Физика. III уровень.
  • Санкт-Петербургская олимпиада школьников по математике - СПбГУ , РГПУ имени А.И. Герцена. Математика. I уровень.
  • Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии - Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Химия. III уровень.
  • Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники» - МГИМО (У) МИД России. Обществознание. I уровень.
  • Теоретическая олимпиада учащихся музыкальных училищ и колледжей - Нижегородская консерватория имени М.И. Глинки. Теория и история музыки. III уровень.
  • Южно-Уральская олимпиада школьников - Совет ректоров вузов Челябинской области. Русский язык - II уровень. Математика - III уровень.

Участие в олимпиаде, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.

История

Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика.

Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Именно она положила начало олимпийскому движению на территории бывшего Союза. Спустя всего год, уже в 1935 году математическая олимпиада приобрела большое число участников, где наравне со студентами, пробовали свои силы 122 школьника.

Затем к олимпиадному движению подключились и такие предметы как физика в 1938 году и химия в 1939 году. Эти олимпиады проводились уже на школьном уровне и были предназначены для выявления одаренных детей. Олимпиадное движение разрасталось с каждым годом все больше и больше, и в 1960 году была проведена самая большая математическая олимпиада, а в 1964 году был официально подписан приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.

Это давало право любому школьному предмету на участие в олимпиаде, то есть уже после 1965 года стали появляться олимпиады по информатике, географии, биологии и литературе. Все олимпиады проходили в несколько уровней, сначала были городские олимпиады, затем республиканские и самый высокий уровень международные (Всесоюзные).

Современное олимпиадное движение в России

После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки и олимпиада школьников под эгидой Российского союза ректоров. Эти две олимпиады не зависят друг от друга, но согласно приказу Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям.

Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Школьный этап проводится в основном между учениками 5 – 11 классов, в период с середины октября до конца ноября. Затем школьники ставшие призерами на данном этапе допускаются до участия в следующем.

Муниципальный этап или как еще называют городская олимпиада, организовывается местной властью и проводится между учениками 7 – 11 классов, в период с середины ноября до конца декабря месяца. Затем представители только старших классов, ставшие призерами в городской олимпиаде могут претендовать на участие в следующем этапе.

Региональный этап допускает к участию только учеников 9 – 11 классов, проводится в период со второй половины января по февраль. Призеры данного этапа автоматически включаются в заключительный этап, который проводится со второй половины марта по апрель.

Олимпиады школьников, под эгидой Российского союза ректоров не имеют единой системы, все они проводятся каждым вузом отдельно и те бонусы, которые дает участие и призовое место в данной олимпиаде, так же индивидуально.

Льготы

Призовые места во Всероссийской олимпиаде обеспечивают существенные льготы при поступлении и дальнейшем обучении в вузах. Участие в альтернативной олимпиаде дает большой шанс быть зачисленным в определенный вуз автоматически или так же предоставляет существенные льготы при поступлении.

По статистике из 23 тысяч дипломантов 2012 года, воспользовались своими льготами всего 14 тысяч, а 8114 были зачислены в вузы автоматически, без вступительных экзаменов.

На сегодняшний день, конкурсы и олимпиады проводятся в элитных детских садах, развивающих центрах и колледжах, даже среди детей младшего школьного возраста. Отношение к ним, как среди родителей, так и среди педагогов неоднозначное, участие проходит полностью на добровольной основе и может дать только льготы при поступлении в школьное учебное заведение, хотя показатели данных конкурсов не берутся за основу.

Всероссийские и вузовские олимпиады являются бесплатными. Первые финансируются из бюджета, вторые существуют за счет спонсорских выплат. Если олимпиада организовывается не вузом и не школой, тогда обязательно нужно уточнять платным является участие в данной олимпиаде или нет.

Подготовка

Для подготовки к определенной олимпиаде, чаще всего, используются прошлогодние задания, которые либо издаются в печатном виде, либо размещаются на специальных сайтах. Задания идут вместе с ответами и разными вариантами решения задач. Все большей популярностью начинают пользоваться он-лайновые игры-тренинги и специальные тренажёры для подготовки участников.

Достаточно просто зарегистрироваться на выбранном сайте и получить доступ ко всевозможным функциям, которые предоставляет данный сайт, так же популярны форумы, где все участники могут задавать вопросы и получать нужную информацию в режиме онлайн. Очень многие популярные вузы разработали свои официальные сайты, которые занимаются предварительным отбором участников и индивидуальной подготовкой к участию в олимпиаде.

Именно на таком сайте можно узнать место и время проведения олимпиады, условия и критерии отбора. Так же можно дистанционно пройти начальный отборочный тур, а вот на заключительный этап требуется обязательное присутствие участника. По желанию самого человека он имеет право принять участие в нескольких олимпиадах одновременно. Такой случай имел место быть в 2010 году, когда школьница Анна Андреева стала абсолютной рекордсменкой, приняв участие в 13 олимпиадах и победив в них.

Плюсы участия в олимпиаде

Поступление в вуз. Гораздо легче убедить ребенка в том, зачем ему нужно хорошо учиться, продемонстрировав конечный результат. Допустим, если ты будешь хорошо учиться, станешь директором, а если плохо дворником. Данный пример показывает ребенку наглядно, к чему ему нужно стремиться, мотивирует его и делает обучение более целесообразно.

Так дело обстоит и с олимпиадой, если ребенок еще в средних классах поймет, для чего ему нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах, то определенная цель будет являться мотиватором к действию или обучению. Очень важно чтобы родители и учителя раскрыли для ребенка все преимущества участия в олимпиадах.

Ведь начиная принимать участие с пятого или седьмого класса, ребенок набирается определенного опыта, тем проще, легче и увереннее будет его участие в старших классах, где на кону будет уже стоять поступление в престижный вуз.

Душевное равновесие. Не секрет, что выпускники старших классов практически полгода находятся в паническом состоянии страха. Сначала они переживают о том, как сдадут выпускные экзамены, затем продолжают находиться в состоянии неизвестности при поступлении в вуз. Очень многие поддаются панике и не понимают, что они будут делать, если не поступят, кто-то будет вынужден идти в армию, кто-то работать.

Весь этот стресс очень неблагоприятно отражается на общем эмоциональном состоянии ребят и не дает сосредоточиться и показать все свои знания во время сдачи вступительных экзаменов. Куда в более спокойном состоянии находится человек выигравший олимпиаду, он уже точно знает, что зачислен в определенный вуз или имеет льготы при поступлении.

Можно спокойно отдохнуть за летний период и набраться сил для нового учебного года, ведь принимая участие в олимпиаде, ученик не просто показал себя, как умного абитуриента, а оградил от большого числа конкурентов. Идти к своей цели пошагово, гораздо легче, чем все оставить на последний момент и довериться, в некоторой степени, воле случая. Все вузы заинтересованы в талантливых и инициативных студентах, поэтому участие в олимпиаде поощряется даже участникам, занявшим второе и третье место.

Расширение кругозора. Цель обеспечить себе льготное поступление в престижный вуз, появляется уже в старших классах, а вот что может дать участие в олимпиаде ребенку средних классов? Олимпиада в школе, повышает самооценку и уверенность в себе и своих силах, прежде всего. Дает ученику возможность, получить наиболее полные знания в той области, которая ему очень интересна.

Ученик, который попадает уже на городскую олимпиаду, имеет возможность познакомиться с единомышленниками, создать свой круг общения, состоящий из людей которые понимают друг друга, живут одними взглядами на жизнь, одними интересами. Если ребенок пошел еще дальше, то перед ним появляется еще одна возможность, это путешествия в другие города. Выиграв городскую олимпиаду, есть очень хороший шанс поехать в другой город на следующий этап.

Таким образом, можно расширить свой кругозор в разных направлениях. В основном первыми кто поддерживает интерес ребенка к определенному предмету, является непосредственно преподаватель, далее его родители, которые так же прилагают усилия к тому, чтобы ребенок прошел все этапы олимпиады, обеспечивают материальную сторону этого вопроса (переезд, проживание и питание). Поддержка и вера в силы своего ребенка и ученика тоже играют очень большую роль в победе.

Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников.

Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями.

Допустим, ребенок боится стать «белой вороной» в своем классе или ему мешает внутренний страх перед публичными выступлениями. Если у ребенка есть интерес, но он по каким-то причинам боится его проявить, то лучше всего начать с малого, записаться в кружок, познакомиться со сверстниками, у которых такие же интересы, постепенно дух соперничества разовьется и ребенок станет намного смелее.

Интеллектуальная перегрузка может проявиться в нервных срывах или физических проявлениях таких как: бессонница, боли в желудке или наоборот сонливость, апатия и хроническая усталость. Важно не доводить ребенка до такого состояния и строго следить за чередованием умственной деятельности с физической активностью. Порою дети сами не могут остановиться, и все свое время сидят за книгами или компьютером.

Но родители должны донести до ребенка, что от физического здоровья так же зависит умственная работоспособность. И что каждый человек должен развиваться гармонично. У ребенка должен быть режим дня, куда в обязательном порядке должно входить время, проведенное на свежем воздухе, время для игр, время для занятий и время для компьютера. Если разграничить эти составляющие четким временем, то ни зависимость от компьютера, ни переутомление в будущем ребенку грозить не будет.

Если родители хотят чтобы ребенок был интеллектуально развит, начинать этот процесс нужно еще с младшего возраста. Нужно проводить с ребенком много времени, читая, играя и объясняя все, к чему проявляется интерес чада. Все основы закладываются внутри семьи, поэтому ребенок является зеркальным отражением всего того что он получил от родителей. Если родители чем-то недовольны, возможно, есть смысл пересмотреть собственную линию поведения прежде, чем искать виновных в школе или окружении.

Участие в олимпиадах придает ребенку уверенности в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным, а это очень хорошие качества для будущих руководителей.

С каждым годом всё большее количество школьников участвуют в различных олимпиадах. И конечно, помимо желанной победы их беспокоит вопрос о поступлении в вуз. Ведь призёрам вузы предлагают определённые льготы. Некоторые вузы приравнивают победу на олимпиаде к 100 баллам на ЕГЭ по предмету, а кто-то зачисляет победителей олимпиад по определённым предметам сразу, вне конкурса.

Для начала следует определиться, какие олимпиады вообще дают призёрам льготы при поступлении.

Среди них:


Есть и ещё один тип олимпиад, который проводится под эгидой различных благотворительных организаций и фондов. Он направлен на выявление талантов и творческих способностей школьников. Победа в такой олимпиаде не даёт никаких преимуществ в поступлении, однако может принести призёру неплохой доход. Т.к., как правило, призом в таком соревновании становится грант на изучение какого-либо предмета за рубежом, либо денежная сумма на реализацию какой-то творческой или научной идеи.

Международные олимпиады проводятся по математике, химии, физике, биологии, информатике, географии, астрономии и естественным наукам.

Всероссийские - по 21 дисциплине: математике, физике, химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому), истории, экологии, экономике, обществознанию, праву, физкультуре, технологии, ОБЖ, астрономии, информатике и мировой художественной культуре.

Именно победа на заключительных этапах в международной, либо Всероссийской олимпиаде поощряется вузами внеконкурсным зачислением, или приравниванием результата к 100 баллам на ЕГЭ.

Однако в соответствии со ст.16 Федерального закона РФ «Об образовании», имея льготу победителя или призера указанных олимпиад, Ваш ребенокможет поступить на льготной основе только в один вуз или ссуз на одно направление подготовки, соответствующее профилю олимпиады, т.е. на одну специальность. Поступая в вузы не по профилю олимпиады, Ваш ребенок будет участвовать в конкурсе на общих основаниях.

Кроме того, по правилам льготы на зачисление в вуз вне конкурса будут действовать, только если победители и призеры олимпиад набрали не менее 75 баллов на ЕГЭ по профильному предмету.

Какой срок результаты олимпиады действительны?

Министерством образования и науки определено, что результаты действительны 4 года, поэтому сейчас школьники могут позаботиться о своём успешном поступлении заранее.

Какие документы должен предоставить олимпиадник в вуз для поступления?

Для приема в вуз вне конкурса необходимо предоставить среди прочих документов:

Оригинал документа, удостоверяющего личность и гражданство

Документа государственного образца об образовании

Диплома победителя или призера соответствующей олимпиады.

С какого возраста можно участвовать в олимпиадах?

Принимать участие в таких соревнованиях можно любому школьнику с 5 по 11 класс.

Всероссийская олимпиада всегда проводится поэтапно, в 2016-2017 году даты проведения каждого этапа определены так:

  • Школьный этап (сентябрь-октябрь 2016 года). Проходит в каждом учебном заведении между учащимися всех классов, начиная с пятого. Задания разрабатывает методическая комиссия городского уровня.
  • Муниципальный этап (декабрь 2016 – январь 2017 года). Участвуют победители школьного этапа, учащиеся в 7-11 классах. Задания составляют организаторы регионального этапа, за проведение отвечают чиновники местного уровня.
  • Региональный этап (январь – февраль 2017 года). Проходит среди учеников 9-11 классов, которые получили первые места на муниципальном этапе или победили на региональном в прошлом году.
  • Всероссийский этап (март-апрель 2017 года). Участвуют те, кто занял первые места на предыдущих этапах или победил в прошлом году. Организатор – Министерство образования России.
  • Вы также готовитесь к очередному этапу олимпиады или планируете попробовать свои силы в следующем году? Запишитесь на занятие к опытным репетиторам:

    Онлайн-школа TutorOnline желает всем ученикам только победы! И всегда рада помочь в подготовке!

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.