Плавание для детей 6 месяцев. Ныряние грудничков: чем полезно плавание и противопоказания

Нефроптоз

В норме почки обладают определенной физиологической подвижностью: так при физическом усилии или акте дыхания происходит смещение почек в пределах допустимой границы, не превышающей высоту тела одного поясничного позвонка. В том случае, если смещаемость почки вниз при вертикальном положении тела превышает 2 см, а при форсированном дыхании – 3-5 см, можно говорить о патологической подвижности почки или нефроптозе.

Правая почка обычно находится на 2 см ниже левой; у детей почки располагаются ниже нормальной границы и занимают физиологическое положение к 8-10-летнему возрасту. В своем анатомическом ложе почки фиксированы связками, окружающими фасциями и паранефральной жировой клетчаткой. Нефроптоз чаще наблюдается у женщин (1,5%), чем у мужчин (0,1%) и, как правило, бывает правосторонним.

В отличие от врожденной дистопии почки. нефроптоз является приобретенным состоянием. К развитию нефроптоза приводят патологические изменения в удерживающем почку аппарате – брюшинных связках, почечном ложе (фасциях, диафрагме, мышцах поясницы и брюшной стенки), собственных жировых и фасциальных структурах. Гипермобильность почки также может быть обусловлена уменьшением ее жировой капсулы или неправильным положением сосудов почечной ножки.

К развитию нефроптоза предрасполагают низкий мышечный тонус брюшной стенки, резкая потеря массы тела, тяжелая физическая работа, силовые виды спорта, травмы поясничной области. Нефроптоз часто встречается у людей с системной слабостью соединительной ткани и связочного аппарата – гипермобильностью суставов, висцероптозом, близорукостью и т. д. Нефроптозу наиболее подвержены люди определенных профессий: водители (в связи с постоянно испытываемой вибрацией при тряской езде), грузчики (в связи с физическим напряжением), хирурги и парикмахеры (ввиду длительного нахождения в вертикальном положении) и др.

Нефроптоз может сочетаться с различные врожденными аномалиями скелета – недоразвитием или отсутствием ребер, нарушением положения поясничных позвонков. В периоде полового созревания нефроптоз может возникать у подростков астенического конституционального типа, а также в результате быстрого изменения пропорций тела при бурном росте.

У женщин нефроптоз может быть обусловлен многочисленными беременностями и родами, особенно крупным плодом.

Классификация степеней нефроптоза

По степени смещения почки ниже границ физиологической нормы урология выделяет 3 степени нефроптоза.

При I степени нефроптоза нижний полюс почки опускается более чем на 1,5 поясничных позвонка. При нефроптозе II степени нижний полюс почки смещается ниже 2-х поясничных позвонков. Нефроптоз III степени характеризуется опущением нижнего полюса почки на 3 и более позвонков.

Степень опущения почки влияет на клинические проявления нефроптоза.

В начальной стадии нефроптоза во время вдоха почка пальпируется через переднюю брюшную стенку, а при выдохе скрывается в подреберье. В вертикальном положении больных могут беспокоить тянущие односторонние боли в пояснице, дискомфорт и тяжесть в животе, которые исчезают в положении лежа.

При умеренном нефроптозе в вертикальном положении вся почка опускается ниже линии подреберья, однако может быть безболезненно вправлена рукой. Боли в пояснице более выражены, иногда распространяются на весь живот, усиливаются при нагрузке и исчезают, когда почка занимает свое место.

При нефроптозе тяжелой, III степени в любом положении тела почка находится ниже реберной дуги. Абдоминальные и поясничные боли становятся постоянными и не исчезают в положении лежа. В этой стадии могут развиваться почечные колики, появляться расстройства функции ЖКТ, неврастеноподобные состояния, реноваскулярная артериальная гипертензия.

Развитие болевого почечного синдрома при нефроптозе связывается с возможным перегибом мочеточника и нарушением пассажа мочи, растяжением нервов, а также перегибом почечных сосудов, ведущим к ишемии почки.

Неврастенические симптомы (головная боль. утомляемость, раздражительность, головокружение. тахикардия. бессонница), вероятно, обусловлены хронической тазовой болью. которую испытывают пациенты с нефроптозом.

Со стороны ЖКТ при нефроптозе определяются потеря аппетита, тошнота, тяжесть в подложечной области, запоры или, наоборот, поносы. В моче определяется гематурия, протеинурия; в случае присоединения пиелонефрита – пиурия.

Вследствие натяжения и перегиба питающих почку сосудов развивается стойкое повышение АД с гипертоническими кризами. Ренальная гипертензия при нефроптозе характеризуется крайне высокими цифрами АД, которое иногда доходит до 280/160 мм рт. ст. Перекрут сосудистой ножки почки приводит к локальному вено- и лимфостазу.

Периодический или постоянный уростаз, вызванный перегибом мочеточника, создает условия для развития инфекции в почке и присоединения пиелонефрита, цистита. В этих случаях мочеиспускание становится болезненным и учащенным, отмечается озноб, лихорадка, выделение мутной мочи с необычным запахом. В дальнейшем на фоне уростаза повышается вероятность развития гидронефроза. камней в почке.

При двустороннем нефроптозе рано нарастают признаки почечной недостаточности – отеки конечностей, усталость, тошнота, асцит. головная боль. Таким пациентам может потребоваться проведение гемодиализа или трансплантации почки.

Распознавание нефроптоза основывается на жалобах пациента, данных его осмотра, пальпации почки, результатах лабораторной и инструментальной диагностики. При подозрении на нефроптоз все исследования выполняются в положении больного не только лежа, но и стоя.

Проведение полипозиционной пальпации живота позволяет выявить подвижность и смещаемость почки. Измерение и мониторинг АД у пациентов с нефроптозом также показывает увеличение значений кровяного давления на 15-30 мм рт. ст. при смене горизонтального положения тела на вертикальное. В анализах мочи при нефроптозе определяется эритроцитурия, протеинурия, лейкоцитурия, бактериурия.

УЗИ почек при нефроптозе, проведенное стоя и лежа, отражает локализацию почки, изменения ее расположения в зависимости от положения тела. С помощью УЗИ удается выявить воспаление в почечной ткани, конкременты, гидронефротическую дилатацию чашечно-лоханочного комплекса. Проведение УЗДГ сосудов почек необходимо для визуализации сосудистого русла почки, определения показателей кровотока и степени нарушения почечной гемодинамики.

Экскреторная урография при нефроптозе позволяет оценить степень патологического опущения почки по отношению к поясничным позвонкам, ротацию почки. Обзорная урография при нефроптозе, как правило, неинформативна.

Проведение почечной ангиографии и венографии требуется для оценки состояния почечной артерии и венозного оттока. Динамическая радиоизотопная нефросцинтиграфия показана для выявления нарушения пассажа мочи и функционирования почки в целом. Высокоточной и информативной альтернативой рентгеноконтрастным методам служат КТ. МСКТ. МРТ почек.

Различные исследования органов ЖКТ (рентгеноскопия желудка. ирригоскопия. колоноскопия. ЭГДС) необходимы для выявления смещения внутренних органов – спланхноптоза, особенно при двустороннем нефроптозе.

При нефроптозе I степени проводится консервативная терапия. Пациенту назначается ношение индивидуальных ортопедических приспособлений (бандажей, корсетов, поясов), лечебная гимнастика для укрепления мышц спины и брюшного пресса, массаж мышц живота, санаторное лечение, ограничение физических нагрузок, при недостаточном весе – усиленное питание.

При нефроптозе II-III степени, осложненном нарушением гемодинамики, уродинамики, хроническим болевым синдромом, пиелонефритом, нефролитиазом, гипертензией, гидронефрозом, требуется хирургическая тактика – проведение нефропексии. Суть вмешательства при нефроптозе заключается в возвращении почки в ее анатомическое ложе с фиксацией к соседним структурам. В постоперационном периоде требуется длительный постельный режим, нахождение в кровати с приподнятым ножным концом для надежного укрепления почки в своем ложе.

Проведение нефропексии не показано при спланхноптозе, тяжелом интеркуррентном фоне, пожилом возрасте больного.

Прогноз и профилактика нефроптоза

После своевременной нефропексии, как правило, нормализуются показатели АД, исчезают боли. Однако при запоздалом лечении нефроптоза могут развиваться хронические состояния – пиелонефрит, гидронефроз. У лиц с нефроптозом профессиональная деятельность не должна быть связана с долгим нахождением в вертикальном положении или тяжелыми физическими нагрузками.

Профилактика нефроптоза включает формирование правильной осанки у детей. укрепление мышц брюшного пресса, недопущение травм, исключение постоянного воздействия неблагоприятных факторов (тяжелой физической деятельности, вибрации, вынужденного вертикального положения тела, резкого похудения). Беременным рекомендуется ношение дородового бандажа.

При появлении тянущих болей в пояснице в положении стоя, необходимо незамедлительное обращение к урологу (нефрологу).

Нефроптоз почки: причины появления и методы лечения

Нефроптоз характеризуется избыточной подвижностью почки и даже ее ротацией, нарушающей нормальное анатомическое соотношение органов мочеполовой системы. При данной патологии почка может смещаться из поясничной области в живот и таз, иногда возвращаясь в исходное положение. Википедия описывает нефроптоз, как блуждающая, опущенная или подвижная почка. По классификации МКБ10 нефроптоз относится к XIV классу заболеваний – болезни мочеполовой системы.

В норме верхняя граница левой почки должна располагаться на уровне двенадцатого позвонка грудного отдела позвоночника, а правая – ниже него на треть высоты органа. Нормальным считается смещение почки на два сантиметра вниз в вертикальном положении, а во время дыхания при глубоком вдохе на три-пять сантиметров. Нефроптоз справа встречается в несколько чаще, чем левосторонний нефроптоз. Двусторонний нефроптоз встречается достаточно редко. Женщины болеют данным заболеванием чаще, чем мужчины. Чаще всего болеют люди в возрасте от тридцати до шестидесяти лет, что объясняется причинами заболевания.

Причины

Обычно в поясничной области почка удерживается на месте фасциями и мышцами брюшной стенки, брюшными связками, поддерживающей связкой почки, жировой капсулой почки. Причины нефроптоза почки связаны с нарушение или ослабление одного или нескольких из этих элементов.

Основными причинами заболевания являются:

  • резкое похудание, ведущее к истончению жировой капсулы, и в результате – к опущению или ротации вокруг сосудов (почечной вены и артерии);
  • ослабление тонуса или одряхление брюшных мышц, ведущее к опущению не только почки, но и других органов брюшной полости (в том числе после быстрого похудания или в результате повторных беременностей или продолжительных родов);
  • инфекционные заболевания, вызвавшие поражение соединительных тканей связок и тканей;
  • травмы поясничной области с полным или частичным повреждением связок (резкий удар, падение с высоты, сильное сотрясение);
  • ношение тяжестей;
  • врожденные особенности строения почечного ложа и сосудистой ножки;
  • Причинами более частого возникновения нефроптоза правой почки являются ее более низкое расположение из-за близости печени и более слабое развитие связочного аппарата с этой стороны. По симптомам правосторонний нефроптоз отличается от левостороннего нефроптоза только местом локализации боли.

    Симптомы

    На начальной стадии заболевания симптомы нефроптоза правой и левой почки носят малозначительный характер:

  • тупые боли в пояснице (подвздошной кости и подреберьях), усиливающиеся даже при незначительной физической нагрузке;
  • боли в области живота, не носящие постоянный характер;
  • появление белка и крови в моче.
  • На этой стадии боли появляются в результате подъема тяжести, физического напряжения, интенсивного кашля и носят тянущий, ноющий или колющий характер. Они ослабевают или исчезают, если полежать на спине или больном боку. Во время приступа, напоминающего почечную колику, пациент может бледнеть, покрываться холодным потом, его может тошнить, возможно, появление рвоты и повышение температуры. Боли при нефроптозе отдают в паховую область или половые органы. Продолжительность приступа может составлять от нескольких минут до 2-3 часов.

    В дальнейшем симптомы нефроптоза приобретают еще более выраженный и постоянный характер:

  • снижение аппетита и нарушение функций ЖКТ;
  • постоянные сильные боли в животе, ведущие к депрессии, бессоннице, нервному истощению;
  • развитие пиелонефрита, проблем с артериальным давлением, отеков;
  • головокружения, сердцебиение, функциональные изменения в работе нервной системы;
  • невралгические боли в области седалищного, бедренного или других нервов;
  • гипертензия из-за перегибов питающих почку сосудов;
  • ухудшение кровоснабжения почки, способное привести к воспалению лоханки и образованию камней.
  • Последние два симптома возникают в случае позднего обращения к врачу и являются осложнениями нефроптоза. На начальных стадиях заболевание диагностируется с трудом и часто путается с другими заболеваниями. Нефроптоз 2-й степени справа может быть принят за аппендицит из-за схожести симптомов. Иногда заболевание путают с холециститом или с колитом, обычно это происходит при нефроптозе левой почки.

    Стадии заболевания

    В зависимости от выраженности опущения почки. заболевание подразделяется на три последовательные стадии:

  • Нефроптоз 1 степени - опущение нижнего края почки более чем на полтора позвонка поясничного отдела позвоночника.
  • Нефроптоз 2 степени - нижний край почки опущен более чем на 2 поясничные позвонка.
  • Нефроптоз 3 степени - почка опущена более чем на 3 поясничные позвонка и может определяться в малом тазу.
  • На третьей стадии заболевания может возникнуть значительный перегиб мочеточника, вызывающий почечную колику. Картина нефроптоза может осложниться хроническим пиелонефритом, артериальной гипертензией, мочекаменной болезнью и, в редких случаях, гидронефрозом.

    Диагностика заболевания

    Первичная диагностика осуществляется на основании жалоб, осмотра пациента и пальпации почек. При малейшем подозрении на нефроптоз назначаются лабораторные и инструментальные исследования. К лабораторным анализам относятся анализы мочи и биохимический анализ крови на мочевину, креатин и остаточный азот.

    Окончательная постановка диагноза осуществляется с помощью:

  • ультразвукового исследования почек при положении пациента горизонтально и вертикально;
  • серии снимков внутривенной экскреторной урографии с введением контрастного вещества (с обязательным условием выполнения одного из снимков в вертикальном положении).
  • Для установления диагноза одних данных УЗИ не достаточно, необходимо подтверждение диагноза рентгенологическим исследованием, а для выявления двухстороннего нефроптоза требуются такие снимки обеих почек. Дополнительные возможности дают изотопная рентгенография и сцинтиграфия почек.

    Лечение заболевания

    Лечение нефроптоза может осуществляться консервативными и оперативными методами, каждый из них дает свой эффект . Применение медикаментов не может вернуть почку в правильное положение, и применяются только для снятия осложнений болезни. На ранних стадиях, к примеру, при нефроптозе справа 1-й степени и левостороннем нефроптозе 1-й степени, до развития осложнений возможно консервативное лечение:

  • применение индивидуально изготовленного бандажа кроме случаев фиксации почки на новом месте из-за спаечного процесса;
  • массаж области живота;
  • лечебная гимнастика, специальная ЛФК при нефроптозе, которая способствует укреплению мышц спины и брюшного пресса;
  • восстановление достаточного питания при развитии болезни в случае чрезмерного похудания;
  • ограничение избыточных физических нагрузок;
  • санаторно-курортное лечение, включая гидротерапию.
  • При недостаточности консервативных методов лечения рекомендуются хирургические способы фиксации почки в нормальном положении (нефропексия). Операция показана на третьей стадии заболевания при снижении кровонаполнения почечных сосудов, при повторной мочевой инфекции и нарушении выделительной функции почки.

    В настоящее время применяют следующие способы хирургического вмешательства:

  • люмботомический (поясничный) доступ (традиционный хирургический метод);
  • малоинвазивные способы: лапароскопические или мини-доступы.
  • Для лапароскопического доступа характерны очевидные преимущества: меньшая кровопотеря и травматичность, отличные косметические результаты, легкий послеоперационный период и быстрое восстановление пациента. При лапароскопии используются современные сетчатые импланты, прочно закрепляющие почку в правильном положении. Подобное вмешательство дает положительные результаты в 96 случаях из ста, а при использовании сетчатых имплантов рецидивы возникают только у 0,3 процентов пациентов.

    Лечебная гимнастика

    При обнаружении заболевания на ранней стадии хороший эффект может дать лечебная физкультура при нефроптозе, которую больной должен потом делать постоянно для поддержания постоянного эффекта. Перед выполнением комплекса лечебной физкультуры больному желательно провести легкий массаж, после чего пациент может сразу переходить к комплексу упражнений при нефроптозе почек, рекомендованному к.м.н. А.В. Чихаревым. Комплекс выполняется лежащим на кровати пациентом с помощью медицинских работников или родственников и состоит из семи упражнений.

    1. Из положения на спине с вытянутыми вдоль тела руками поочередно тянуть к груди согнутые в коленях ноги, начиная с пяти раз и прибавляя по пять в день, доведя общее количество для женщин до 25, а для мужчин – до 35.
    2. Из того же положения поочередно поднимать вверх прямые ноги, увеличивая число упражнений, как в предыдущем упражнении.
    3. Из того же положения с тем же числом повторений поднимать вверх обе выпрямленные ноги одновременно.
    4. Из положения на спине с опорой на локти упереться ногами в стену и, сделав два-три шага по стене до выпрямления ног, зафиксировать положение с приподнятым тазом на несколько секунд, после чего дать больному отдых одну-две минуты. Первое время выполняется с посторонней помощью.
    5. С валиком под ягодицами больного помощник обхватывает ноги в районе колен, приподнимает их и встряхивает один раз, прибавляя каждый день по одному разу до пяти.
    6. Больной лежит на спине. В ногах кровати стоит стул. Ступни кладутся на стул. Два-три раза приподнимать таз, выгибая туловище и сгибая ноги в коленях.
    7. Из того же положения (но голова чуть ниже туловища), опираясь ногами о стул, держать на вису неподвижно часть тела в течение двадцати минут.

    Перед началом выполнения комплекса упражнений при нефроптозе нужно посоветоваться с врачом.

    Особенности реабилитационного периода

    В течение первых трех месяцев после операции необходимо ношение бандажа и ограничение физических нагрузок. В дальнейшем нужно постоянное наблюдение врача-уролога: общий осмотр, регулярная сдача анализов мочи и крови;

  • УЗИ и внутривенная урография через три месяца;
  • повторное УЗИ (допплерография сосудов почек) и радиоизотопная рентгенография через шесть месяцев.
  • Прогноз и профилактика

    Своевременное выявление заболевания гарантирует благоприятный исход лечения. В запущенных случаях возможно развитие необратимых нарушений почечных функций и ухудшение качества жизни пациента.

    Профилактические мероприятия заключаются в устранении факторов, способствующих ослаблению мышечного корсета или связочного аппарата: регулярные физические нагрузки, контроль за массой тела, ношение бандажа в период беременности.

    Причины нефроптоза

  • Патология связочного аппарата почки
  • Низкое внутрибрюшное давление. Обычно связано со снижением тонуса мышц брюшного пресса
  • Травмы в области живота и поясницы (образование околопочечной гемангиомы, которая может оттеснить почку с ее привычного месторасположения, повреждение связок)
  • Выделяют три степени заболевания.

    При первой степени почка пальпируется на вдохе, а на выдохе скрывается в область правого подреберья. На ранних стадиях заболевания постановка диагноза крайне затруднительна.

    Нефроптоз II степени достаточно развернуто раскрывает симптомы. Происходит перекрут и растяжение мочеточника, сосудистого пучка по мере опущения почки, что сужает просвет почечной вены и артерии практически вдвое. Присоединяется ишемия и венозная гипертензия почки, возникает нарушение мочеотделения и почечной гемодинамики. Боль более продолжительная и выраженная. В общем анализе мочи обнаруживаются эритроциты и белок.

    Так как чаще всего патологическое состояние затрагивает правую почку, имеет место понятие правостороннего нефроптоза. Правосторонний нефроптоз проявляется болями в правом боку. Боли могут проходить вовсе, но через пару лет вновь возвращаться уже с иррадиацией в правое подреберье и становиться интенсивными и постоянными.

    Нефроптоз правой почки часто сопровождается расстройствами пищеварения, такими как запоры и поносы. Кожа пациента может приобретать бледно-розовый цвет, повышается температура тела, пропадает аппетит.

    Любые симптомы нефроптоза требуют немедленной консультации с врачом-урологом или нефрологом.

    Для постановки точного диагноза необходимо основываться не только на жалобах пациента, но и на результатах лабораторных и инструментальных диагностик. При подозрении на нефроптоз почки исследования проводят не только в вертикальном положении больного, но и в горизонтальном.

    Одним из наиболее эффективных методов диагностики при постановке диагноза нефроптоз почки является узи почек. Узи позволяет определить воспаление почечной ткани, гидронефротическую дилатацию ЧЛК, конкременты. Также проводится и узи сосудов почек для наиболее точной визуальной картины сосудистого русла почек, определения степени нарушения почечной гемодинамики и показателей кровотока.

    Лечение нефроптоза

    Но, к сожалению, на поздних стадиях левосторонний или правосторонний нефроптоз не поддается консервативному лечению, и приходится прибегать к хирургическим вмешательствам. Нефропексия – это хирургическая операция, позволяющая вернуть почку в ее почечное ложе и фиксация ее к соседним структурам. Послеоперационный период включает в себя соблюдение постельного режима, когда пациент находится в кровати и его ножной конец приподнят, чтобы почка имела возможность закрепиться в своем анатомическом ложе.

    Пиелонефрит почек – заболевание, с которым нужно бороться

    Пиелонефрит почек (с лат. Pyelonephritis) – это достаточно распространенное заболевание инфекционно-воспалительного характера, поражающее лоханку почки и ее собственную ткань.

    Данная патология очень часто развивается на фоне сопутствующих заболеваний почек, например, таких как мочекаменная болезнь или гломерулонефрит. Сегодня принято выделять хроническую, острую и гнойную форму пиелонефрита.

    Если говорить о частоте встречаемости данного заболевания, то следует отметить, что среди взрослого населения она составляет примерно 10 из 1000 чел. а среди детей — 10 из 2000. Большая часть заболевших относится к средней возрастной группе – от 26 до 44 лет. Интересен тот факт, что более 70% всех больных составляют молодые женщины, заболевшие вскоре после первого полового акта. Среди детских заболеваний воспаление почек надежно удерживает 2-ую позицию сразу после различных респираторных заболеваний (бронхит, пневмонии и т.п.).

    Причины пиелонефрита

    Выделяют следующие пути проникновения инфекционных агентов в почку:

  • Урогенный (через зараженную мочу);
  • Лимфогенный (через лимфу, которая поступает от располагающихся рядом пораженных органов);
  • Гематогенный (вместе с кровью).
  • Общие. К ним относят:
  • Хронический стресс;
  • Острая;
  • Харктеризуется вялым течением и периодическими рецидивами в виде острого пиелонефрита. В итоге происходит постепенное замещение нормальных почечных тканей на соединительную (или нефункциональную). Нередко хронический пиелонефрит осложняется в результате присоединения почечной недостаточности и(или) артериальной гипертензии.

    Внезапно появляется и быстро развивается. В зависимости от возбудителя данная форма может протекать до 20 дней. Однако при своевременно начатом лечении прогноз практически всегда положительный.

    В большинстве случаев развивается на фоне хронического пиелонефрита и множественных проблем с мочеполовой системой. Данная патология поражает преимущественно людей старше 30 лет, пренебрегающих лечением в начале заболевания. Как правило, гнойный пиелонефрит поражает прилегающую к почке жировую ткань (своеобразную защитную капсулу).

    Симптомы пиелонефрита

    Симптомы и лечение пиелонефрита тесно взаимосвязаны, поэтому крайне важно знать принципиальные отличия в клинических проявлениях различных форм заболевания.

    Хроническая форма

    Очень часто протекает бессимптомно, что значительно осложняет ее раннюю диагностику. Периодически наблюдаются рецидивы, которые по своим проявлениям очень напоминают острый пиелонефрит.

    Нефроптоз (опущение почки)

    Нефроптоз (опущение почки ) является патологическим состоянием, для которого характерно смещение почки из ложа. Ее расположение не отвечает норме: почка находится ниже. К тому же в процессе перемещения тела подвижность почки становится большей, чем это предполагается физиологическими нормами. Особенно выражена подвижность почки, когда тело пребывает в вертикальном положении . Как следствие, второе название данного недуга — патологическая подвижность почки. При нормальном состоянии внутренних органов почки в процессе дыхания, а также смещаются только на 2–4 см . что является допустимой нормой.

    Заболевание диагностируется сравнительно часто (по статистике, от 0,07 до 10,6% ), причем, недуг поражает людей трудоспособного возраста. Двухсторонний нефроптоз встречается реже, чем односторонний.

    Почка в норме удерживается в области поясницы брюшными связками, мышцами брюшной стенки, фасциями, а также поддерживающей связкой. Жировая капсула почки имеет определяющее значение в поддержании ее правильной позиции. Движения почки ограничиваются также благодаря наличию околопочечной клетчатки, которая расположена вокруг нее. Но при условии резкого уменьшения количества клетчатки почка может опуститься и даже повернуться вокруг оси.

    Связочный аппарат почки может измениться под влиянием нескольких факторов. Наиболее значительное влияние в данном случае оказывает развитие у человека инфекционных болезней, резкая потеря лишнего веса и понижение тонуса мышц брюшной стенки. Нефроптоз также часто развивается как последствие травмы, вследствие которой почка может смещаться из ложа.

    В качестве причин заболевания следует также отметить врожденную патологию связочного аппарата почки, многочисленные беременности, вследствие которых растягиваются мышцы.

    Намного чаще нефроптоз почки диагностируется у женщин, причем, он проявляется в большинстве случаев справа. У субтильных женщин болезнь развивается чаще, чем у тех, кто имеет плотное телосложение. Более частое проявление болезни у женщин объясняется некоторыми особенностями женского организма. Это более широкий таз по сравнению с мужским, а также тем, что тонус брюшной стенки часто нарушается при вынашивании ребенка и родах . Правый нефроптоз развивается чаще, так как справа почка в норме расположена ниже, чем слева. К тому же связочный аппарат левой почки сильнее.

    Прежде чем лечить заболевание, в процессе диагностики определяется его степень. В зависимости от тяжести болезни назначается лечение нефроптоза. Это может быть как операция в тяжелых случаях, так и специальные упражнения при нефроптозе. Больным рекомендуется не только выполнять ЛФК при этом заболевании, но и носить специальный бандаж.

    Специалисты выделяют три стадии заболевания. Нефроптоз 1 степени диагностируется в том случае, если имеет место опущение нижнего полюса на расстояние больше 1,5 поясничных позвонков. Специалист прощупывает почку на вдохе через переднюю брюшную стенку, а на выдохе она идет в подреберье. В то же время при нормальном положении почки она прощупывается только у особо худых людей, у остальных ее пальпация невозможна.

    Нефроптоз 2 степени определяют, если присутствует опущение на расстояние более двух позвонков. Почка полностью почка выходит из подреберья, если человек пребывает в положении стоя. В лежачем положении она самостоятельно входит в подреберье, либо ее можно легко вправить рукой.

    Диагноз «нефроптоз 3 степени » ставится пациенту при опущении нижнего полюса почки больше чем на расстояние 3 позвонков. В любом положении тела больного почка выходит из подреберья полностью. Иногда она смещается в малый таз.

    Если у больного диагностируется односторонний или двухсторонний нефроптоз, то почка может и постоянно находиться низко, и возвращаться на место. В последнем случае речь идет о «мигрирующей почке ».

    Симптомы болезни проявляются в зависимости от ее степени. Опускаясь, почка не только смещается с места расположения, но в ней еще и происходят патологические изменения. В ней натягиваются сосуды, почка поворачивается вокруг оси. Как следствие, ухудшается ток крови в почке, мочеточник перегибается, что ведет к образованию камней.

    При опущении почки в зависимости от того, какая стадия болезни развилась, у больного могут проявляться разнообразные симптомы. При первой стадии проявления заболевания либо отсутствуют полностью, либо человек жалуется только на небольшое снижение трудоспособности и ухудшение самочувствия. Но болевых ощущений при этом нет. На второй стадии недуга периодически появляется боль в пояснице, которая становится более интенсивной, когда человек стоит. Иногда боль развивается приступами. При лабораторном исследовании мочи обнаруживаются эритроциты и белок . На третьей стадии развития болезни боль становится сильнее, при этом происходят резкие изменения в функционировании почек. Человек отмечает заметное снижение работоспособности. Если заболевание продолжатся на протяжении нескольких лет, то со временем боль становится сильнее, беспокоит пациента постоянно, изматывая его.

    Иногда при нефроптозе боль может отдавать в половые органы. Человек теряет аппетит, страдает от постоянных поносов либо запоров. Позже могут проявиться и расстройства нервной системы, проявляющиеся высокой возбудимостью, раздражительностью, неврастенией. Чаще всего нефроптоз проявляется у молодых женщин хрупкого телосложения, причем, в период беременности состояние больной резко ухудшается.

    При нефроптозе достаточно часто болезнь не выявляют на протяжении длительного времени, либо диагноз устанавливается неправильно. Часто при опущении почки подозревают развитие острого аппендицита . хронического колита . хронического холецистита . хронического аднексита и др. В связи с тем, что больной начинает неправильное лечение, со временем его состояние ухудшается.

    В большинстве случаев к специалистам больные обращаются при развитии второй стадии заболевания, когда их беспокоит боль в животе или в боку. Иногда боль отдает в нижнюю часть живота, человека может часто тошнить, у него периодически появляется озноб. В более редких случаях пациенты жалуются на боль, схожую с почечной коликой . а в моче появляется примесь крови.

    Осложнения

    Вследствие нефроптоза у больного могут развиваться серьезные осложнения. Часто в качестве осложнения опущения почки часто развивается артериальная гипертензия . Это явление связано с перегибом сосудов, которые питают почку. Иногда у человека проявляются артериальные кризы .

    Из-за нарушения нормального оттока мочи из мочеточников и почечных лоханок может развиваться инфекция мочевых путей . Вследствие того, что моча в них задерживается, происходит активное распространение бактерий. Это ведет к частому и болезненному мочеиспусканию, а также боли в животе и проявлениям озноба, лихорадки .

    Застой мочи и уменьшенная скорость ее оттока в мочевой пузырь способствует развитию мочевых камней . Камни в почках и мочевые камни также могут образовываться как последствие нарушенного уратного или пуринового обмена.

    Если у человека имеет место опущение почки либо блуждающая почка, то такое патологическое состояние значительно повышает травмоопасность при получении травм живота и таза. Почка, смещенная вниз живота или в таз, более восприимчива к любой травме или ранению.

    Почечная колика – наиболее распространенное осложнение при нефроптозе. При опущении почки колика проявляется сильной болью в области поясницы в боку. Кроме того, больного беспокоит озноб, тошнота, олигурия, в моче появляется белок и кровь.

    Диагностика

    Подозрение на опущение почки может возникнуть при наличии описанных выше симптомов. Врач обязательно проводит пальпацию почки, при этом больной пребывает как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.

    Обнаружить патологию можно во время проведения ультразвукового исследования почек. Его необходимо проводить пациенту как в положении лежа, так и в положении стоя.

    Но данные УЗИ необходимо подтвердить путем проведения рентгенологического исследования. В процессе диагностики проводится внутривенная экскреторная урография. При этом необходимо выполнить один снимок в положении стоя.

    Для дифференциальной диагностики подвижности почки проводится ультразвуковое цветное доплеровское исследование с возможностью визуализации сосудов. При необходимости применяются дополнительные методы — сцинтиграфия и изотопная ренография почек, позволяющие более точно определить опущение почки, если у специалиста еще имеются определенные сомнения.

    Лечение

    В современной медицине лечение опущения почки проводится с использованием и консервативных, и оперативных методов. В качестве консервативного лечения больному рекомендуется ограничить тяжелые нагрузки, которые имеют статический характер, носить бандаж, выполнять упражнения из комплекса специальной лечебной физкультуры. Бандаж нужно носить постоянно, надевая его утром на выдохе в положении лежа и снимая вечером. Практикуются специальные упражнения, направленные на укрепление брюшного пресса. Их нужно выполнять утром, по 20-30 минут.

    Людям, имеющим слишком низкую массу тела, врачи рекомендуют придерживаться высококалорийных диет . Больным, у которых наблюдаются симптомы опущения почки, желательно также практиковать гидротерапию (холодный душ, компресс, купания). Назначается проведение массажа живота.

    Как лечить нефроптоз, применяя медикаментозную терапию, определяет только специалист. Но в данном случае лекарственные препараты назначаются тем, у кого на фоне опущения почки обостряются хронические болезни. Если у больного диагностируется артериальная гипертензия . сопутствующая нефроптозу, ему назначают прием гипотензивных средств. Что делать больным с таким диагнозом, как подобрать наиболее эффективные методы терапии, подскажет специалист во время приема, который проанализирует причины заболевания, его течение и особенности (имеет место опущение правой или левой почки, какая стадия заболевания, каковы его осложнения и др.)

    Те больные, у которых было обнаружено опущение почки, должны проходить регулярные обследования у уролога, один раз в полгода проводить лабораторные исследования мочи, крови, а также УЗИ почек и мочевого пузыря. Все другие исследования назначит врач в зависимости от ситуации. Если отрицательной динамики у больного не фиксируется, ему показано длительное наблюдение без лечения.

    Оперативное лечение (нефропексия) практикуется в том случае, если у больного имеет место опущение почки больше чем на 3 тела позвонка либо есть выраженная клиническая картина опущения почки. При признаках уменьшения кровотока в сосудах почек, нарушении функций почек, при постоянных рецидивах мочевой инфекции также назначается проведение хирургического вмешательства.

    В настоящее время практикуются как традиционные операции, так и малоинвазивные способы проведения нефропексий (лапароскопические, перкутанные, мини-доступ).

    При традиционной операции основным недостатком является высокая травматичность, длительный период реабилитации после операции, а также более высокий риск осложнений после ее проведения.

    При лапароскопической операции травматичность намного ниже, отсутствует значительная потеря крови, послеоперационный период протекает относительно легко, и пациента быстро выписывают из стационара. В процессе такой операции чаще всего больному устанавливают специальные имплантаты, которые удержат почку в ее нормальном физиологическом положении. После проведения такой операции рецидив болезни происходит очень редко.

    После оперативного вмешательства на протяжении трех месяцев больному следует строго соблюдать специальный режим – носить бандаж, избегать физического напряжения, посещать врача с целью контроля над состоянием здоровья. Женщинам следует учесть, что беременность допустима только через полгода после операции.

    Профилактика

    Женщины, которые недавно родили ребенка, должны уделять внимание своему здоровью, практикуя уже с первых недель после родов легкие упражнения. Позже комплекс следует усложнить, добавляя новые упражнения для мышц брюшного пресса.

    Нужно обратить внимание на состояние организма, если произошло резкое похудение, либо случилась травма живота. При подозрении на развитие заболевания стоит пройти все необходимые исследования.

    Глава 11.
    ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    11.1. Занятия плаванием детьми грудного возраста

    Основными задачами занятий плаванием с детьми грудного возраста являются: >
    - улучшение дыхания и кровообращения;
    - укрепление опорно-двигательного аппарата;
    - улучшение деятельности центральной нервной системы;
    - укрепление здоровья (профилактика заболеваний с помощью
    закаливания).
    Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляются в детских поликлиниках и в домашних условиях, под руководст­вом специалистов-медиков. При этом строго учитывается индиви­дуальное развитие и состояние здоровья малыша. Если ребенок имеет нормальный вес, то, начиная с 3-й недели, после получения разрешения врача, можно приступать к занятиям плаванием, ко­торые должны проводиться 5-6 раз в неделю.
    Заниматься плаванием с малышом можно в обычной домашней ванне или в небольшом бассейне-ванне из дерева, пластмассы, кирпича и нержавеющей стали (длина - 2 м, ширина -1м, глуби­на - 80 см).
    Прежде чем наполнить ванну, ее необходимо тщательно вы­мыть и продезинфицировать. Вода должна быть абсолютно чис­той, пригодной для питья. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Температура воды на первых занятиях должна быть не ниже 36,5°С, а время пребывания в воде - не бо­лее 10-15 мин. Занятия плаванием лучше проводить в первой по­ловине дня, в одно и то же время. Во время занятий надо постоян­но разговаривать с ребенком, повторяя поощрительные слова, чтобы вызывать у него положительные эмоции. Желательно вклю­чить тихую, мелодичную музыку.
    В течение занятия нужно постоянно следить за состоянием ре­бенка, не допуская перегрузок и переохлаждения и соблюдая глав­ный принцип постепенности.

    В течение курса обучения не реже чем 1 раз в 1,5-2 месяца не­обходимо показывать ребенка детскому врачу. Первые занятия следует провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физической культуре при детской поликлинике.
    Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по от­ношению к другим частям тела, ее нужно обязательно поддержи­вать или прикрепить к чепчику пенопластовые поплавки («чепчик русалки»).
    Обучение плаванию детей первого года жизни можно условно разделить на 5 этапов.
    1-й этап. Срок обучения - 1 месяц; в среднем проводится 25 за­нятий. Продолжительность первых занятий - 15-20 мин при тем­пературе воды 36-37°С. Постепенно продолжительность каждого занятия увеличивается до 30 мин, а температура воды снижается до 34°С.
    Все упражнения, используемые на этом этапе, выполняются с помощью методиста ЛФК, который специальными приемами под­держивает ребенка за различные части тела. В течение первого ме­сяца обучения с поддержками применяются три вида упражнений - покачивания, проводки и погружения. Во время выполнения уп­ражнений нужно поливать голову ребенка теплой водой из лейки: это учит его задерживать дыхание и побуждает двигаться в воде.
    Основными упражнениями, выполняемыми на 1-м этапе обу­чения, являются:
    - окунание в воду несколько раз до подбородка, держа ребенка под мышки и за верхнюю часть грудной клетки (рис. 83);

    Рис 83, 84. Поддержка под мышки и - поддержки в вертикальном по- «солдатиком» ложении (в течение 1 мин): левая

    -покачивания в воде в поло­ жении на спине, используя под­ держку «солдатиком». Покачи­ вания осуществляются перево­дом ребенка из горизонтального положения в полувертикальное и обратно - сначала медленно, затем все быстрее (2-3 мин). Для поддержки «солдатиком» левая ладонь подводится под за­тылок, а правая обхватывает об­ласть таза ребенка (рис. 84); -использование в качестве отдыха между упражнениями


    Ладонь с разведенными четырь­ мя пальцами обхватывает грудь ребенка (он чуть заваливается на ладонь), большой палец поддер­живает подбородок, а правая ла­ донь - затылок (рис. 85); - поддержка «двойным зам ком». Применяется в двух по­ зициях:

    а)на спине: подвести обе ла- дони под спину малыша и большими пальцами рук, как замком, обхватить сверху плечи ребенка (рис. 86). В таком по ложении выполнять боковые покачивания вправо-влево

    Проводка от одного конца ванны до другого и обратно в положении на спине, а затем (на последнем занятии) на гру­ди, применяя поддержку «сол­ датиком» и «двойным замком». Чередовать прямые проводки на груди и на спине.

    Покачивания и проводки выполняются на 1-5-м занятиях, по­степенно увеличивая продолжительность каждого упражнения в положениях на груди и на спине - до 5 мин; после этого ребенкудается отдых в вертикальном положении в течение 1 мин.

    На последующих занятиях проводки усложняются: выполня­ ются на поверхности воды по кругу, восьмеркой, зигзагами, одно­ временно с покачиваниями («винтом»).

    После 10-го занятия, усложнив прямую проводку, проверяетсяналичие у ребенка «толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде. Упражнение выполняется в «чепчике ру­салки», поддерживающем лицо ребенка над водой для дыхания. Для этого необходимо довести ребенка в положении на спине (рис. 87) (а позднее на груди), до правой стенки ванны, повернуть его, при­ близив пятки к самому бортику ванны, и до отказа согнуть его ноги


    в коленных и тазобедренных су­ставах; затем установить пятки на стенку ванны и на несколько секунд прекратить свое усилие. Ребенок должен сам оттолк­ нуться от стенки ванны и слегка проскользить по поверхности воды. Затем рекомендуется вы­ полнить проводку к левой стен ке ванны и повторить те же действия, но в обратную сторону.

    Такие проводки с поворотами выполняются в течение 2-3 мин, затем ребенку дается отдых в течение 1 мин и упражнение повто­ ряется. За одно занятие надо выполнить 2-3 серии таких упражне­ ний, чередуя их с прямыми проводками, по кругу и восьмеркой. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, выполнение упражнения придется прекратить.

    С 15-16-го занятия проводку

    в положении на спине выполня­ ют с поддержкой «ложкой»: ре­ бенок лежит на спине, а взрос­ лый, сложив ладонь в форме ложки, поддерживает его заты­ лок (рис. 88). Через некоторое время можно попробовать под­ держивать голову ребенка раз­ веденными пальцами, затем 2-3 пальцами.

    Начиная с 12-го занятия, усложняются проводки в положении на груди - с поддержкой «дугой». Взрослый, сомкнув 4 пальца ле­ вой руки, отводит в сторону большой палец и на образовавшийся изгиб («дугу») укладывает и слегка приподнимает подбородок ре­ бенка.

    Начиная с 16-го занятия, постепенно увеличивается продолжи­ тельность проводки ребенка в положении на спине или на груди, и к 25-му занятию она достигает 4 мин.

    Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к за­ держке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погруже­нию, т.е. кратковременному окунанию с головой в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой «дугой» нужно погру­ зить в воду лицо ребенка до уровня носа. На 23-25-м занятиях,


    поддерживая ребенка в верти­ кальном положении, громко со­ считать: «Раз, два, три - ны­ ряй!» - и после этого погрузить ребенка в воду несколько раз (до уровня носа, затем до уровня глаз). В течение одного занятия можно выполнить 5-6 погруже­ ний (рис. 89).

    На этом программа 1-го эта­па обучения заканчивается.

    На 1-м этапе нужно придер­ живаться следующих методиче­ ских рекомендаций:

    При горизонтальных про водках ребенок должен отдыхать в вертикальном положении;

    - следить, чтобы ребенок во время проводки принимал строго горизонтальное положение и был полностью погружен в воду;

    - не увеличивать рекомендованное число упражнений;

    - не погружать ребенка в воду из положения на спине и не оку­нать в воду плачущего ребенка;

    По окончании 1 -го этапа показать ребенка детскому врачу.2-й этап. Срок обучения - около 2 месяцев (40-50 занятий).

    Продолжительность пребывания ребенка в воде постепенно уве­личивается до 40-45 мин; температура воды снижается с 34 до 32°С (каждые 2-3 дня на 0,5°С).

    Перед занятием в ванне рекомендуется сделать ребенку легкиймассаж и выполнить с ним несколько упражнений (движения но­ гами типа «велосипед», кролем и брассом; поочередные движенияпрямыми руками вверх-вниз, в стороны-вниз).

    Задачами 2-го этапа обучения являются:

    Обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине 2-3 мин;

    сохранение в течение 2 мин горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой;

    погружение в воду на 5 с (3 раза в течение 1 мин) с помощью взрослого.

    На 2-м этапе осваиваются несколько новых способов поддержки.

    Поддержка «ковшом» - ребенок лежит на груди на разведенных пальцах правой руки взрослого; подбородок придерживается предплечьрм (рис. 90).


    Поддержка «обхватом сза­ ди» - ребенок находится в вер­ тикальном (рис. 91) или в гори­ зонтальном (рис. 92) положе­нии; взрослый обхватывает егодвумя руками под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные на груди.

    Основными упражнениями первого месяца занятий являют­ ся проводки, погружения и скольжения. Особенностью данного этапа является сведение к минимуму поддержки малыша в воде и постепенное увеличе­ ние времени самостоятельного плавания (до 5,10,15 с). Провод­ ки на спине чередуются с про­водками на груди, используя поддержки «дугой» и «ковшом». Скольжение также выполня­ ется в двух вариантах - на груди и на спине. Для выполнения скольжения на спине следует выполнить 2-3 проводки вобычном темпе, затем ускорить проводку и, когда пятки ребен­ ка коснутся стенки ванны, на несколько секунд убрать руку - ребенок самостоятельно про­ двинется в обратном направле­нии по поверхности воды. Длявыполнения скольжения на гру­ ди, при поддержке «ожерельем русалки» (приспособление из кусочков пенопласта, одеваемое на подбородок для поддержки го­ ловы на поверхности воды) или руками, выполняются ускоренная проводка и толчок (рис. 93). Проводки со скольжением необходимо чередовать с короткими погружениями в воду. Продолжительность погружений - та же, что и на 1-м этапе, но глубину погружения можно увеличить, чтобы голова полностью находилась под водой.


    От занятия к занятию увели­чивается продолжительность самостоятельного плавания ре­ бенка (до 30 с и более). Надоследить, чтобы ребенок сохра­ нял горизонтальное положение в воде. Для поддержки ребенка на спине можно воспользо­ ваться подвесками (вожжами). Периодически (на 5-10 с) мож­ но ослаблять натяжение подве­ сок, и ребенок постепенно привыкнет самостоятельно держаться на воде.

    На 2-м этапе обучения определяется наиболее удобный вариант движений малыша. Для этого выполняются следующие упражне­ ния в воде. В положении на спине (в «чепчике русалки») обхватить стопы ребенка: на 1-3-м занятиях попеременно сгибать и выпря­млять ноги ребенка в коленных суставах («велосипед»); на 4-6-м занятиях выполнять попеременные движения свободно вытяну­ тыми ногами ребенка (кроль); на 7-9-м занятиях одновременносгибать ноги ребенка в коленных суставах, разводить колени в сто­ роны, выпрямлять ноги и смыкать их (брасс). Эти же упражнения осваиваются и в положении на груди. В каждое занятие рекомен­ дуется включать однотипные движения ногами, выполняемые в положении на спине и на груди. На каждом последующем занятии увеличивается количество движений ногами.

    На последних 4-5 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются и выполняются в сочетании с проводкой и скольжением. Поддерживая ребенка на поверхности правой ру­кой «ковшом», левой мягко надавливать на его спину и плечи, по­гружая с головой в воду и одновременно продвигая вперед. Выпол­ няя погружение, надо обязательно давать команду: «Раз, два, три - ныряй!» При многократном повторении такой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс и, услышав ее, он самостоя­тельно сможет погрузиться в воду, в чем и заключается конечная цель выполнения данных упражнений.

    3-й этап. Срок обучения - примерно 2 месяца (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации дви­жений ногами, но выполнять их следует только одним (избранным на предыдущем занятии) способом - до тех пор, пока ребенок не начнет движения ногами самостоятельно.

    Важными задачами данного этапа также являются:

    активизация движений ру­ ками;


    Освоение упражнения «каче­ли»: поддерживая ребенка в по­ложении на груди над самой по­ верхностью воды двумя руками (одной - под подбородок «ду­гой», ладонью другой - область таза или бедер обхватом снизу), 2 раза раскачать малыша из сто­ роны в сторону, а на третий погрузить в воду и 4-5 раз подряд про­ вести его от одной стенки ванны до другой (рис. 94).

    В начале 3-го этапа при выполнении упражнений на спине и нагруди используются также поддерживающие средства, как «чеп­ чик русалки» и «пояс Нептуна» (надувная резиновая подушка,прикрепляемая к пояснице ребенка при плавании на груди). К концу этапа применение поддерживающих средств должно быть доведено до минимума.

    Для того, чтобы научить ребенка выполнять движения на спи­ не, взрослый одевает ему «чепчик русалки», берет в руки его стопы и выполняет упражнения сериями по 3 мин (с интервалами отды­ха 1 мин). На следующем занятии можно не надевать «чепчик», а поддерживать голову пальцами; на 3-м занятии можно попробо­ вать обойтись без поддержек

    В положении на груди уп- ражнения выполняются так же, как и на спине, но для под­держки используется «пояс Нептуна» (рис. 95). К серединеобучения на 3-м этапе «пояс Нептуна» рекомендуется наду­ вать примерно на две трети, за­ тем наполовину.

    С 8-10-го занятия упражне­ ния для активизации движений ногами можно чередовать с движе­ ниями руками. Для этого, поддерживая ребенка за руки в положе­ нии лежа на спине, выполнять движения руками, как при плава­ нии кролем на спине; затем в положении на груди - движения ру­ ками, как при плавании кролем на груди и брассом. После 20-30 движений надо дать ребенку отдохнуть 15-20 с и снова повторить серию движений. В течение одного занятия рекомендуется выпол­ нить 4-8 серий.


    С целью повышения активности ребенка можно использовать его любимые игрушки. Ребенку показывают игрушку и постепен­но отводят ее к противоположной стенке ванны. Ребенку придет­ ся тянуться за игрушкой, выполняя движения ногами.

    На 3-м этапе детей грудного возраста также обучают нырянию в усложненных условиях. Ребенок находится в положении на спи­не; мягко касаясь ладонью его груди, взрослый погружает малыша в воду под привычную для него команду: «Раз, два, три - ныряй!»Затем то же выполняется во время прямой проводки в положении на спине. В том и другом случае погружать ребенка следует не бо­ лее чем на 4-5 с.

    4-й этап. Срок обучения - 2,5-3 месяца (50-60 занятий). На каждом занятии 15 мин рекомендуется отводить активному отды­ ху в воде (играм, ходьбе по дну ванны).

    Задачами 4-го этапа обучения являются:

    обучение ребенка плаванию на спине в течение 10 мин, само­ стоятельно выполняя движения ногами или руками;

    плавание на груди в течение 5 мин (можно с легкой поддерж­ кой), самостоятельно выполняя движения ногами или руками;

    самостоятельное, по команде обучающего, погружение в воду и выныривание на поверхность.

    Рис. 96. Ходьбапо дну ванны
    с опорой орейку

    Ходьбе по дну ванны отво­ дится по 4-5 мин в начале и в конце занятия. Когда ребенок стоит в ванне, вода должна до­ ходить ему до уровня плеч. Сверху поперек ванны кладет­ ся и слегка придерживается гладко выструганная реечка, закоторую малыш сможет уце­ питься. Многие дети ходят, держась за реечку, которую пе­ редвигает взрослый (рис. 96).

    Для подготовки ребенка к самостоятельному плаванию его поддерживают кончиками разведенных пальцев под грудь

    и живот, слегка толкают вперед и тут же убирают пальцы. Ребенок начинает самостоятельно выполнять движения ногами или рука­ми. Вначале ребенка оставляют без поддержки не больше чем на 2-3 с, затем постепенно увеличивают продолжительность само­ стоятельного плавания до нескольких минут.


    Для активизации малыша, так же, как и на 3-м этапе обучения, используют его любимые игрушки.

    Плаванию на спине на 4-м этапе уделяется несколько меньше времени, чем на 3-м: примерно 15-20 мин на каждом занятии от­ водится совершенствованию умения ребенка держаться на воде. Можно оставлять малыша без поддержки в положении на спине на 10-15 миН. В течение этого времени постоянно следует побуждать ребенка к движениям: подталкивать его для скольжения и помо­ гать ему выполнять движения ногами и руками.

    Плавание на спине можно использовать не на каждом занятии, 2-3 раза в неделю. На других занятиях рекомендуется совершенст­ вовать движения ногами, помогать ребенку выполнять уже извест­ ные ему упражнения, но в более быстром темпе. Подобными уп­ ражнениями надо заниматься в течение 8-10 мин. Кроме того, на этом этапе совершенствуются изученные ранее гребковые движе­ ния руками.

    Упражнения с погружениями в воду можно повторять по 3-4 раза в первой и во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения прежняя - 4-5 с (с интервалами отдыха 15-20 с). Надо постараться научить ребенка самостоятельно выныривать из воды.

    После каждого упражнения, выполняемого в горизонтальном положении, надо давать ребенку отдых в вертикальном положении.

    В программу занятий 4-го этапа включаются игры и упражне­ния, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Покажите ребенку гребки руками и попросите егосделать то же - и так 10-2 раз в течение занятия. Подражательные способности ребенка можно использовать для того, чтобы научить его самостоятельно погружаться в воду.

    5-й этап. Срок обучения - 3-4 месяца (до тех пор, пока домаш­ няя ванна не станет мала для плавания). Затем можно перейти к занятиям (с разрешения детского врача) в плавательном бассейне при поликлинике.

    Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Про­ должительного каждого занятия - 50-60 мин. Температуру воды разрешается постепенно снизить до 29-30°С.

    Задачами 5-го этапа являются:

    обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине в течение 10 мин (при этом он должен активно рабо­ тать ногами);

    Самостоятельное плавание в положении на груди в течение 5 мин;

    по команде обучающего самостоятельное погружение в воду (3 раза в течение 3 мин) и доставание игрушек со дна бассейна.


    В каждое занятие включаются плавание в положение на груди,самостоятельное плавание на спине, погружение в воду с самосто­ ятельным выныриванием, разнообразные игры. Усложняются уп­ражнения, основанные на подражании. Ребенка обучают дыханию(выдохи на поверхность воды). Повторяя с ребенком уже извест­ные ему движения ногами и руками, надо стараться, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Выпол­няя с малышом движения руками, надо следить, чтобы он погру­ жал их в воду с ускорением, чтобы гребки руками имели достаточ­ ную амплитуду и руки быстрее возвращались в исходное положе­ние. Движения ногами тоже должны иметь достаточную амплиту­ду и выполняться ритмично.

    Следует отметить, что разделение периода обучения детей груд­ ного возраста на этапы носит условный характер; продолжитель­ ность каждого этапа может быть увеличена в зависимости от инди­ видуальных особенностей ребенка. Надо помнить о том, что глав­ная цель занятий плаванием с детьми первого года жизни - зака­ливание и укрепление здоровья. Поэтому важно соблюдать основ­ ные принципы закаливания: систематичность и постепенность.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях плаванием с детьми грудного возраста.

    2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами (гигиенические требования к воде, температурный режим, время проведения занятий, их продолжительность) ?

    3. Расскажите о методике проведения занятий плаванием с деть­ ми грудного возраста.

    4. Перечислите основные поддерживающие средства, используе­мые на занятиях плаванием с малышами.

    5. Назовите этапы обучения плаванию детей первого года жизни (задачи, продолжительность, основные средства и методы).

    1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию
    в детском саду. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-38

    2. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: ФиС, 1983.

    Екатерина Морозова


    Время на чтение: 11 минут

    А А

    Держаться на воде – это полезное умение для каждого человека. Поэтому многие современные родители стремятся научить малыша плавать еще в первые месяцы жизни. В связи с этим у них возникает много вопросов «Не вредно ли это для ребенка? С какого возраста лучше начинать ребенка плавать? Где лучше это делать» и т.п. Именно на них мы и постараемся вам сегодня ответить.

    Читайте также:

    Плавание новорожденных – это не просто обучение малыша держаться на воде. Этот процесс даже обучением называть сложно, поскольку применять это слово к детям до года неправильно.
    Раннее плавание – это один из способов развития ребенка, нацеленного не на приобретение определенных навыков, а на расширение зоны комфорта малыша , чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно в любой стихии.

    Видео: Грудничковое плавание в домашней ванне

    На вопрос «Полезно плавание новорожденным или нет?» существуют разные ответы. Старшее поколение твердит, что этого делать нельзя. «Бассейны грязные, из-за чего будет обостряться атипический дерматит. И вообще — не стоит маленького ребенка окунать в бассейн и заставлять надолго задерживать дыхание.»
    Но все же многие педиатры считают, что плаванье для грудничков очень полезно :

    Видеоинструкция для молодых родителей: Плавание новорожденных

    Плавание новорожденных – когда и как начинать занятия?

    Начинать обучать плаванию малышей можно с 3-х недельного возраста . К этому времени пупочная ранка полностью зажила, и ребенок уже немного освоился с окружающей средой.
    Лучше всего знакомство с большим водным пространством начинать в обычной ванне . Занятия можно проводить самостоятельно, но, а если вы боитесь, то пригласите домой специалиста. Помните, во время занятий вы должны чувствовать себя уверенно, иначе ваш страх может передаться ребенку. Из-за этого он будет в воде вести себя беспокойно, или вообще сильно испугаться и начнет бояться воды.

    Температура воды и время занятий для обучения грудничков плаванию

    Для первых водных процедур новорожденного температура воды должна быть не ниже 34-36 градусов С . Заем постепенно температуру можно понижать. Однако детям до 3-х месяцев не рекомендуют заниматься плаваньем в воде, температура которой ниже 32 градусов С.
    Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно. Вода не должна быть слишком теплой, поскольку тогда у малыша не будет возникать желание двигаться. Поэтому для каждого ребенка идеальная температура воды подбирается индивидуально, в зависимости от его поведения:

    • Если во время погружения малыш начинает плакать и не успокаивается на протяжении 3 минут нахождения в воде, то вода, скорее всего, для него холодная;
    • Если во время погружения ребенок начинает плакать, но затем быстро успокаивается и начинает активно двигать ножками и ручками, значит температура воды оптимальная;
    • Если же в воде ребенок ведет себя расслаблено и пассивно , значит вода слишком теплая.

    Для малышей до 4 месяцев длительность занятий в воде не должна превышать15 минут , затем время пребывания в воде можно увеличивать ежедневно на 10-15 секунд .

    Основные упражнения плавания новорожденных; фото

    Начинать каждый урок плаванья необходимо с вертикального погружения в воду . Несколько раз подымите и опусктите ребенка в воду. Обязательно во время занятий необходимо разговаривать с крохой, а также поддерживать зрительный контакт. После того как кроха привыкнет к воде, его можно перевести в горизонтальное положение.

    Основные упражнения плавания новорожденных:


    Плавание для грудничков: ныряние

    Неотъемлемой частью обучения грудничка плаванию является ныряние. Правильно обучив его данному упражнению, вы будете спокойны, когда малыш играет в воде.
    Нырять нужно учиться постепенно, в несколько этапов :


    После того, как ребенок освоил плавание в ванне и ему исполнилось полгода, можно смело переходить к занятиям в бассейне . Там занятия должны проводиться вместе со специалистами , которые всегда готовы помочь Вам.

    Педиатры советуют заниматься нырянием с грудничками не позже 3-недельного возраста, сразу же после того, как затянется пупочная ранка. С самого появления на свет малыши уже умеют задерживать дыхание под водой, пытаются держаться на плаву, инстинктивно перебирают ручками и ножками. Это объясняется тем, что в утробе мамы кроха находился в жидкой среде. Малышу будет приятно вновь оказаться в знакомом мире и ощутить привычные чувства и эмоции. Поэтому начинать заниматься с крохой нужно вовремя. Иначе, если дотянуть до 3-4 месяцев, эти инстинкты ослабнут, и учить ребенка придется уже намного дольше.

    Естественно, матери ребенка будет приятно, если он обучится хорошо держаться на воде в раннем возрасте. Однако упражнения с крохой необходимо проводить не для обучения плаванию, а в первую очередь с целью извлечения пользы для младенца. Самый простой и эффективный метод – занятия с детьми в домашней ванной. Впоследствии, когда ребенок начнет сам вставать на ножки, можно записаться в бассейн и продолжить занятия там. Обычно это происходит после достижения 6-месячного возраста. Если нет возможности посещать бассейн, беспокоиться не стоит – доказано, что и упражнения в ванной приносят карапузам незаменимый эффект:

    1. Установлена эффективность плавания при гипертонусе у младенцев. Благодаря регулярным тренировкам мускулатура малыша укрепляется, пальчики постепенно расслабляются, ножки и ручки распрямляются.
    2. Водные процедуры очень полезны для закаливания организма младенца. Плескание в прохладной воде способствует укреплению иммунитета, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
    3. Систематические тренировки в ванной и бассейне оказывают благоприятное влияние на формирование осанки ребенка, укрепляют позвоночник.
    4. Домашние занятия полезны для поддержания оптимального уровня гемоглобина в крови. Это связано с повышенной выработкой эритроцитов во время задержки дыхания.
    5. Занятия в воде улучшают ритм сердца крохи, нормализуют артериальное давление, укрепляют кровеносную систему и легкие.
    6. Ныряние, за счет попадания в носик малютки потока воды, содействует вымыванию бактерий и пыли со слизистой, очищает дыхательные пути, понижает вероятность насморка. К тому же занятия нырянием с грудничком благоприятствуют развитию головного мозга карапуза.
    7. Известно, что юные пловцы намного раньше сверстников начинают ходить, сидеть, ползать.
    8. Те детишки, которых учили плавать в младенческом периоде, в будущем не испытывают боязни воды и дальше с удовольствием занимаются в бассейне.

    Есть еще одна деталь, значительная для родителей.

    Все дети после плескания в водичке утомляются и легко засыпают, а потом умиротворенно спят всю ночь. Наверное, об этом мечтает каждая мама!

    Правила плавания в домашней ванной

    Обучить карапуза нырять в домашних условиях совсем несложно. Тем не менее нужно воспользоваться некоторыми важными рекомендациями:

    1. Необходимо начинать купание не позже определенного возраста. Как известно, первый раз это 3-4 недели отроду. За это время малыш адаптируется к окружающей среде, окрепнет, наберет вес.
    2. Важный этап – подготовка ванной комнаты. Перед тем как купать кроху, ванну надо вымыть с хозяйственным мылом и содой, сполоснуть кипятком. Следует осторожно пользоваться различными травами, добавками, марганцовкой. Перед тем как их использовать, желательно посоветоваться с врачом. Кстати, известный детский врач Евгений Комаровский советует использовать воду без добавок. Для многих это покажется удивительным, так как новорожденных много лет было принято купать в воде с добавлением марганцовки. Педиатр объясняет это тем, что для обеспечения дезинфекции требуется опасная концентрация этого вещества, способная навредить коже и глазам младенца. А несколько кристалликов, по его словам, не способны выполнить свою антисептическую функцию. Отсюда можно сделать вывод о бесполезности марганцовки при купании детей.
    3. А как же температура воды и воздуха? Здесь еще одно народное правило опровергнул врач Комаровский. Оказывается, вовсе не нужно кипятить воду и прогревать помещение. Педиатр ломает все стереотипы, утверждая, что вода может быть прохладнее всем известных 37 градусов, воздух в ванной комнате обычной комнатной температуры, а детская ванночка не является необходимостью. Отсюда впору сделать вывод, что купание ребенка не такая уж сложная задача. Однако каждой маме рекомендуется сравнить все за и против, послушать своего педиатра и прийти к верному решению самостоятельно.

    Нужные приспособления

    Ни одно купание ребенка не обойдется без нужных и полезных вещей. Самым важным и необходимым предметом является круг для младенцев. Это незаменимый помощник матери при купании своего чада. Существует большое количество кругов разных ценовых и возрастных категорий. От обычных они отличаются наличием подставки для подбородка малыша и надеваются непосредственно на шейку.

    Можно обзавестись горкой для купания, ванночкой, сиденьем, матрасиком. Но эти вещи, в отличие от круга, не являются предметами первой необходимости. А для того чтобы сделать купание более интересным и веселым, можно обзавестись игрушками для ванны.

    Внимание, ныряем!

    Интересное упражнение – ныряние в ванной. Многие мамочки боятся, что их ненаглядное чадо может захлебнуться или задохнуться. Но на самом деле никакого риска для ребенка эта процедура не несет. Как происходит ныряние грудничков в ванной? Необходимо придумать какое-нибудь слово, которое будет своеобразной командой при нырянии, например, «Вперед!». Перед тем как опустить дитя под воду, нужно подуть ему в личико, заставив закрыть глаза, сказать «Вперед!» и окунуть головку малыша под воду на несколько секунд.

    Конечно, первые несколько раз малыш будет заглатывать воду и капризничать, плакать. Но со временем он привыкнет к таким действиям и изменит отношение к воде в положительную сторону. Стоит отметить, что сначала маленького пловца нужно занять другими упражнениями, и потом переходить к нырянию. Желательно, чтобы ребенок был в хорошем и игривом настроении.

    Противопоказания к плаванию

    Несмотря на многочисленные плюсы ныряния с малышами в домашних условиях, существуют противопоказания к занятиям. Некоторые из них относительные, поэтому важно получить консультацию участкового педиатра. Но знать ограничения не помешает каждой мамочке:

    1. Проводить водные процедуры категорически запрещается во время респираторных и вирусных заболеваний у ребенка.
    2. Также нельзя плавать, если имеются врожденные проблемы с сердечно-сосудистой системой.
    3. Болезни опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации ножек или ручек, тоже могут быть противопоказанием.
    4. Нервные расстройства и судороги требуют разрешения лечащего врача.
    5. Дерматиты и другие заболевания кожи.