Что такое фрирайд на велосипеде. Велобайки для фрирайда — обзор и отзывы

Фрирайд (free ride) - название данного спорта переводится с английского - как “свободная езда”. Учитывая невероятную сложность и непреодолимость велотрассы для новичка, возникает дилемма: если все настолько сложно - где же свобода? На самом деле, человеку, который хочет заниматься фрирайдом и уверенно держать руль велосипеда, необходима длительная квалифицированная подготовка. В то же время, помимо традиционного фрирайда, существует упрощенный вид.

Разновидности фрирайда

Классический вид фрирайда - необузданная гонка по трассе с препятствиями. Направление движения велосипедиста хаотично, на пределе скорости. Ни горы, ни овраги, ни крутые виражи не останавливают его великолепный полет. Экстаз! Однако, для всего этого необходима серьезная подготовка:

1. Навыки управления велосипедом и правильного приземления, владение мастерством велопрыжков.

2. Регулярные упражнения и преодоление преград на трассах, с постоянно растущей сложностью.

3. Моральная стойкость - уравновешенность и строгое соблюдение всех инструкций.

4. Наличие, основательно укомплектованного, и подходящего средства передвижения.

Реальность получить невероятные памятные впечатления и удовольствие от красоты природы - безусловное достоинство езды в классическом виде фрирайда. Лужи и ямы с грязью слегка разбавят серьезность вашего настроения во время пути.

Большая вероятность падения с велосипеда и получения значительных травм различных частей тела - естественный риск велофрирайдера.

Треки состоят из множественных обрывов, холмов, виражей, резких подъемов и спусков, тесных тропинок и глубоких ям. Для велосипедиста, привыкшего к более спокойной езде по лесным дорожкам, такие трассы в диковинку. Что же делать, если любопытно, но нет желания длительных тренировок? Облегченный вид фрирайда поможет испытать новые ощущения.

В фрирайд-лайт нет необходимости в профессиональном обучении, поэтому данный вид очень популярен у туристов. В упрощенной версии нет участков с прыжками, длительных грязевых и каменных откосов, крутых обрывов. Треки для лайта искусственно сформированы, как имитация классических: накатанные горные дорожки с небольшими неровностями, приземистые трамплины. Взамен природного ската горы, в облегченных трассах могут устанавливаться конструкции моделирующие косогоры. Пологие спуски изредка могут покрываться небольшими камнями.

Лайт-фрирайд не ограничивает скорость движения и дает возможность ощутить себя настоящим экстремалом, пусть и на облегченной трассе.

Какими должны быть велосипеды для фрирайда

Так как “свободное движение” акцентировано отдельным видом велоспорта, то байки должны быть особенными и соответствующими. Велосипед для высококлассных фрирайдеров - нестандартная версия горного байка, что-то между моделями маунтинбайк и даунхилл. Характерными чертами таких байков являются:

● надежность конструкции;

● легковесность;

● внушительная тормозная система;

● эффективная амортизационная система;

● покрышки с широким профилем.

Сложно переоценить значимость надежности конструкции. При движении по экстремальным трассам велосипед испытывает значительные динамические перегрузки, дополняемые весом самого спортсмена. Корпус рамы изготавливается из алюминиевых сплавов и степень его прочности больше, чем у типичных маунтинбайков. Ко всем без исключения комплектующим предъявляются аналогичные требования.

Легкость конструкции так же значима, и влияет на то, насколько результативно и безопасно фрирайдер доберется до конца маршрута. Небольшой вес байка - тем меньше он отягощен и тем проще перепрыгнуть препятствие или заехать на гору. Благодаря этим факторам велосипеды для фрирайда легковесные и их масса колеблется в пределах от 8 до 15 килограмм.

Амортизационная система велосипедов для экстремального спорта является двухподвесной. Ударные нагрузки, которые испытывают байк и спортсмен, смягчены за счет применения комплексной системы поглощения энергии ударов и гашения колебаний.

Велосипеды для фрирайда оборудованы амортизаторами: на переднем(вилкой) и заднем (специальным подвесом) колесах. Благодаря демпфированию(поглощению колебаний) гарантируется лучшее сцепление с бугристым покрытием трассы.

Комфортная езда обеспечивается ходом вилки переднего амортизатора. Ход вилки - это максимальное расстояние сокращения ее размера при сжатии во время амортизации. Чем больше ход, тем мягче езда. В велосипедах для фрирайда ход вилки около 7 дюймов(17,8 см). Подвесы различают по особенностям устройства и виду демпфера и бывают::

● пружинно-эластомерными, демпфером служит пружинистый материал (он долговечнее, но при низких температурах упругость эластомера ухудшается, что сказывается на качестве амортизации);

● пружинно-масляными, с масляным картриджем, в роли демпфера(более устойчив к различным температурам, но стоимость существенно выше).

Тормозной системе оказывается чрезвычайное внимание при производстве профессиональных байков для фрирайда. На них устанавливаются дисковые тормоза, а именно - гидравлические. Торможение происходит при давлении тормозной жидкости на колодки, вследствие чего, они прижимаются к тормозному диску. Диски используются на обоих колесах и изготавливаются из металла.

При наименьших усилиях, дисковые гидравлические тормоза делают возможной полную блокировку колес велосипеда. Прочность и надежность всех деталей и систем велосипеда важны, а тормозной системы - особенно значимы. От этого, в большей мере, зависит жизнь фрирайдера.

Фрирайд - это зона, в которой необходима повышенная вездеходность велосипеда. Для лучшей проходимости подходят колеса большого диаметра. От обода зависят габариты покрышек. Скалистое внедорожье, песчаные наносы, грязь, снег, рыхлая и каменистая поверхность трассы, прыжки и крутые виражи - не допускают применение гладких покрышек! На специализированные горные байки для фрирайда устанавливаются шипованные покрышки с широким профилем и большим агрессивным рисунком протектора.

Важно! Безопасность фрирайдера

В любом экстремальном виде спорта вероятность получения травм вполне реальна. Фрирайд, к сожалению, не исключение. Экипировка которая учитывает мельчайшие детали и четкое соблюдение технических приемов - помогут уберечь себя.

Особо серьезные травмы:

● черепно-мозговые, вследствие падения на высокой скорости,

● повреждение шейного отдела позвоночника,

● перелом хребта.

Основными составляющими экипировки, защищающей фрирайдера, являются:

1. крепкий велосипедный фулфейс(fullface) шлем, аналогичные применяют в мотокроссе. Он полностью защищает голову и имеет укрепленную, выдвинутую вперед, подбородочную дугу. За счет изогнутости дуги улучшается защита лица и подбородка, также облегчается дыхание в шлеме.

2. специальная система защиты шеи, представляющая собой особый воротник, регулируемого размера. Воротник соединяется с мотокурткой или броней.

3. броня для защиты позвоночника, ребер, ключиц, из-за схожести с панцирем, прозванная “черепахой”.

Обычно, сверху защиты, спортсмены одевают специализированный велокостюм. Комплектация велосипедных костюмов зависит от сезонов. Летом - это шорты+футболка, зимой термобелье, состоящее из ветровки+велорейтуз+водолазки.

Дополнительные и неотъемлемые компоненты защиты фрирайдеров: налокотники(защита локтей), перчатки(уберегут кисти рук от порезов, переломов и других повреждений, помогут увереннее удерживать руль велосипеда), а также, для сохранности коленей и ног - щитки. Грамотные и предусмотрительные спортсмены обязательно используют защитные очки или сетчатые маски, которые застрахуют глаза от неприятных случайностей, в виде отрикошетившего камня, веток, грязи и т.п.

Вполне понятно, что падать велосипедисту-экстремалу не желательно. Но раз уж, подобной опасности нельзя стопроцентно избежать, то можно значительно снизить вероятность подобного риска - заранее побеспокоиться о собственной безопасности. Важно не забывать, что некоторые детали снаряжения, в случае падения, становятся бесполезными для дальнейшего применения. Это касается защитного шейного воротника и фулфейса.

Всегда найдутся любители острых ощущений, которых не испугают опасности. Фрирайд - это невероятно захватывающий динамичный спорт. Правильная экипировка, качественная подготовка и грамотное исполнение трюков, помогут избежать проблем при прохождении трека.

“Рисковать - это значит прыгнуть с обрыва, расправляя крылья в полете”.(Рэй Брэдбери)

по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия .

Успешное передвижение по таким трассам требует специальной технической подготовки и особым образом приспособленных велосипедов (как правило, используются горные велосипеды с прочной рамой, передней и задней подвесками большого хода, мощными дисковыми тормозами).

Трассы фрирайда включают преодоление обрывистых склонов высотой до десятков метров, прыжки на высокой скорости, движение по узким извилистым тропинкам, проложенным по крутым склонам или по мосткам (для этих трасс есть специальное название норд-шор ).

Для «фрирайда» и даунхиллa используются мощные двухподвесные велосипеды . Их вес составляет около 13-18 килограмм. Ход вилки от 140 до 250 мм, профессионалы используют в основном двухкоронные вилки. Задняя подвеска ходит на 100-200 мм. Тормоза - дисковые, гидравлические. Количество скоростей в основном ограничивается 10, однако есть некоторые модели и на 20 скоростей. На велосипеды для «фрирайда» ставят большие шины, специализированные для экстремального катания.

Экипировка фрирайдера

Неотъемлемая часть экипировки фрирайдера - шлем . Для этого стиля катания используют в основном фулл-фейс шлемы, используемые, например, в мотокроссе . Шлем спасет спортсмена от перелома шейных позвонков, сотрясения мозга, выбивания челюсти и других тяжелых травм, однако, поскольку фрирайд обычно полон падений с высоты, иногда шлем может не спасти от свернутой шеи. Для защиты шеи используются специальная система, однако она стоит достаточно дорого.

Защита шеи пристегивается к так называемому «панцирю» (он же «черепаха»), который выполняет функцию защиты позвоночника, ребер, ключиц, лопаток и др. Также спортсменами используются щитки для защиты колен, большеберцовой и малоберцовой костей и налокотники для защиты локтей.

Все спортсмены используют перчатки, так как они позволяют защитить ладони при падении, а некоторые модели могут спасти от перелома пястных костей и фаланг . Кроме того перчатки обеспечивают лучшее сцепление с ручками велосипеда. Также многие используют специальные маски для защиты от попадания во время катания в глаза посторонних предметов, что может привести к травмам спортсмена.

Фрирайд – это специальная дисциплина байк-спорта и определенный стиль езды. Принципиальная особенность – передвижение по сложным трассам с большим количеством самых разнообразных препятствий. Проехать их на обычном велике просто невозможно, именно поэтому в этой области используются специальные велосипеды для фрирайда.

Название этого направления заимствованное, английское словосочетание free ride переводится как «свободное движение». Если хотя бы на минуту представить, какими бывают трассы, а они непреодолимы для неподготовленного велосипедиста, то сразу назревает вопрос: какая же тут свобода? Действительно, этот вид спорта требует от человека долгой подготовки и профессионализма при управлении велосипедом в жестких условиях. Тем не менее, кроме обычного, или классического, существует облегченный тип фрирайда.

Классический и лайт-варианты

Экстремальная езда по дикой природе ярко выражена в классическом виде велофрирайда. Велосипедист не знает ограничений в траекториях движения, скорости, длине прыжка с обрыва, крутизне поворота. Одним словом, свободный полет! Несмотря на это, требуется очень хорошая подготовка:

Преимущества катания в таком стиле – это возможность получить незабываемые ощущения и насладиться природными красотами. Конечно, попадаются участки с грязью и водой, но это скорее изюминка, чем недостаток.

Опасности фрирайда на велосипеде – высокий риск упасть с байка и получить серьезную травму любой части тела.

Трассы представлены многочисленными склонами, неровностями, резкими сужениями тропинок, поворотами и обрывами. Все это непривычно для велосипедиста, спокойно катающего свой байк в лесу или по пересеченной местности. Попробовать хочется, а тренироваться долго. Как же быть? И тут придет на помощь лайт-версия фрирайда, а на простом языке – облегченный вид.

Лайт не требует от велосипедистов профессиональной подготовки и пользуется огромной популярностью среди туристов. В облегченной версии нет резких обрывов, затяжных каменно-грязных спусков и «прыгающих» тропинок. Трассы лишь смоделированы под классические фрирайдерские: искусственные невысокие трамплины, проезженные дорожки в горах с незначительными неровностями.

Спуски пологие, и если выстланы камнями, то небольших размеров. Иногда вместо естественного спуска установлено наклонное сооружение, имитирующее скат с горы. В плане скорости езды лайт-велофрирайд не дает никаких ограничений, поэтому даже в этой наполовину искусственной среде можно почувствовать себя экстремалом.

Характеристики велосипедов для фрирайда

Поскольку свободная езда выделена как отдельный вид велоспорта, то и сами велосипеды должны ему полностью соответствовать. Велосипед для профессионального фрирайда – это особая разновидность горного байка. Модель находится где-то посередине между великами для downhill и MTB. К особенностям байка под экстремальное движение относятся:

  • Прочность конструкции.
  • Легкость.
  • Система амортизации.
  • Мощная тормозная система.
  • Широкопрофильные шины.

Важность первого показателя трудно переоценить: при катании по сложным и опасным трассам велик испытывает нешуточные динамические нагрузки в движении под нагрузкой самого велосипедиста. Прочностные показатели рамы выше, чем у стандартных маунти-байков, а выполнен остов из алюминиевых сплавов. Те же требования предъявлены и ко всем комплектующим.

Велосипеды для экстремальной езды являются двухподвесами, оснащены передним и задним амортизаторами. Комплексная система гашения колебаний и демпфирования позволяет сгладить ударные нагрузки, которые приходятся как на велосипед, так и на фрирайдера. Отличительная особенность амортизаторов – это их большой ход, порядка 7 дюймов. Разновидности используемых подвесов: пружинно-эластомерные (легкий вариант) и пружинно-масляные, отнесенные к тяжелой версии. Не только прочность играет большую роль в безопасном и эффективном прохождении трассы. Вес самого байка также значительно влияет на эффективность подъема в гору и перелета через обрывы. Несложно догадаться, что чем выше вес конструкции, тем сложнее будет подняться и перепрыгнуть через обрыв – тянуть будет вниз. Именно по этой причине все байки под велофрирайд легкие и весят в пределах 15 кг.

Особое внимание при изготовлении профессионального велосипеда для фрирайда уделяется тормозам. На такие байки ставится дисковая гидравлическая тормозная система . Ранее сказали, что прочность всех деталей крайне важна, для тормозов особенно. Диски установлены на переднем и заднем колесе, тормозные колодки выполнены из металла.

Фрирайд – это среда, где требуется высокая проходимость велосипеда. Чего стоят бездорожье, каменные спуски или пески, где гладкие покрышки просто неуместны. На колеса freeride-байков монтируются широкопрофильные шины с глубоким рисунком протектора.

Требования к безопасности велосипедиста-фрирайдера

В экстремальном виде велоспорта так или иначе существует риск получения травм. Чтобы обезопасить себя, необходимо не только соблюдать техники трюков, но и тщательно экипироваться. К наиболее опасным травмам относятся:

Элементы первой важности в экипировке фрирайдера – это прочный велосипедный шлем , шейная и нательная защиты. Для головы используются шлемы типа Full-face. В отличие от стандартных, они закрывают всю голову целиком и сверху и снизу. На шею надеваются приспособления, которые в процессе падения берут всю нагрузку на себя, защищая позвонки от сильных изгибов. То же касается и нательной защиты, которая крепится с помощью специальных креплений. Поверх нее райдеры надевают велоодежду.

Обязательными элементами одеяния велосипедистов-экстремалов являются наколенники, налокотники и перчатки со «срезанными пальцами». Приспособления на колени защищают такие необходимые велосипедисту части ног, как колени, от повреждений и переломов. Налокотники отлично предохраняют локтевые суставы, а перчатки – ладони от натирания и переломов пальцев при падении. Кроме того, в перчатках лучше чувствуется руль.

Нужно помнить, что шлем служит всего один раз и при падении больше не пригоден для использования. То же можно сказать и о шейной защите. В остальных элементах экипировки можно падать несколько раз, хотя падения вообще нигде не рекомендуются, в том числе и в велофрирайде.

Иногда велосипедисты применяют специальные сетчатые маски, которые предотвращают попадание пыли, мелких камней и грязи в дыхательные пути. Защиту глаз можно обеспечить специальными велосипедными очками.

Несмотря на опасности, фрирайд на велосипеде – это увлекательный и необычный стиль. Грамотная езда в сочетании с подобранной экипировкой сведут риски получения травм к минимуму и позволят быстро и без проблем пройти трассу со всеми ее сюрпризами.

Дикие песчаные дропы, нор шор (north shore), и большие бигэйры – все эти препятствия являются элементами черных трасс (Black Diamond), которые в свою очередь характеризуют фрирайд. Байки для экстремального фрирайда имеют самые длинные хода подвесок (170-200 мм), чтобы проглатывать серьезные темы.

Большой вес, 18-21 кг, чтобы ваш байк не развалился на большом гэпе. При создании этих байков инженеры ориентируются на максимальную прочность велосипеда, в ущерб его ходовым качествам. Стоимость таких велосипедов достаточно высока. За хардтэил заплатите минимум 1000$ (Norco Manic), а за двуподвес от 2000$ (Norco Atomik, Shore, A-Line).

Фрирайд бывает разным – классический фрирайд, норт-шор, дроппинг и др. Классический фрирайд – техничное прохождение сложных трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, серьёзные прыжки, крутые спуски. Норт-шор – это езда по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Дроппинг – прыжки с обрывов, карьеров. Фрирайд катают в основном не ради результата, а ради собственного удовольствия.

Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с большими ходами амортизаторов, широким рулём, коротким выносом, зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норд-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса.

Часто на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.Фрирайд - вольный стиль езды, придуманный сноубордистами, широко используется байкерами. Основной девиз фрирайда - ехать там, где это возможно. Для фрирайдера нет плохих дорог.

Проехать там, где и пешком пройти невозможно, спуститься с горы по камням и бездорожью, испытать себя и велосипед в экстремальной ситуации, получить наслаждение от общения с дикой природой - вот что привлекает любителей этого стиля езды.

Это самый распространенный и самый разнообразный на сегодня стиль. Фрирайдер делает все, что ему хочется в данный момент и самое главное он абсолютно свободен. Он не зависит от подъемников, как, например даунхилер, он и сам способен заехать на горку, а потом пронестись вниз, обгоняя гонщиков кросс-кантри.

И прыжки ему по плечу. Фрирайд возможен как более экстремальное продолжение кросс-кантри, но может быть и более экстремальным, чем даунхил. В последнее время стали популярны соревнования в этой дисциплине, их девиз - свобода. Трасса проложена таким образом, что байкер сам выбирает свой маршрут, и в зависимости от его сложности ему начисляется определенное количество очков иногда такие соревнования включают в себя этапы по дерт джампингу.

Особое место во фрирайде занимает стрит катание (катание по городу), вот где могут пригодиться навыки велотриала и даже некоторые трюки из БМХ. Трамплины и дроп-оффы - вот еще одна стихия фрирайдера. В особенности это относиться к так называемой новой школе фрирайда, где прыжок с 5-и метровой скалы - это норма.

Фрирайд - это тот стиль, где больше всего можно применить свою фантазию, высматривая различные маршруты и способы спрыгнуть "вооон с той скалы". Именно фрирайд позволяет проявить свою индивидуальность, не ограничиваясь правилами, трассой и рамками соревнований.
Для фрирайда обычно используют облегченный двухподвесочный велосипед, весом 13-14 кг. c ходом передней вилки 70-100 мм.

Соревнования по фрирайду финансируются компаниями, производящими велосипедное и иное спортивное снаряжение. Гонки в стиле фрирайд, с подробным показом всех рискованных трюков, являются основным сюжетом многочисленных фильмов, предназначенных для любителей горного велосипеда.

Велосипеды для фрирайда схожи по характеристикам с даунхильными велосипедами, но более лёгкие для того, чтобы велосипедисты могли самостоятельно подниматься наверх без помощи подъёмников.

Фрирайд – это специальная дисциплина байк-спорта и определенный стиль езды. Принципиальная особенность – передвижение по сложным трассам с большим количеством самых разнообразных препятствий. Проехать их на обычном велике просто невозможно, именно поэтому в этой области используются специальные велосипеды для фрирайда.

Название этого направления заимствованное, английское словосочетание free ride переводится как «свободное движение». Если хотя бы на минуту представить, какими бывают трассы, а они непреодолимы для неподготовленного велосипедиста, то сразу назревает вопрос: какая же тут свобода? Действительно, этот вид спорта требует от человека долгой подготовки и профессионализма при управлении велосипедом в жестких условиях. Тем не менее, кроме обычного, или классического, существует облегченный тип фрирайда.

Классический и лайт-варианты

Экстремальная езда по дикой природе ярко выражена в классическом виде велофрирайда. Велосипедист не знает ограничений в траекториях движения, скорости, длине прыжка с обрыва, крутизне поворота. Одним словом, свободный полет! Несмотря на это, требуется очень хорошая подготовка:

  • Знание техник велопрыжков, приземления и управления велосипедом.
  • Постоянные тренировки и покорение трасс по стандартному принципу «от простого к сложному».
  • Моральная готовность: необходимо сохранять спокойствие и в экстремальной езде строго идти в ногу с правилами.
  • Конечно же, велосипед и полнокомплектная экипировка.

Преимущества катания в таком стиле – это возможность получить незабываемые ощущения и насладиться природными красотами. Конечно, попадаются участки с грязью и водой, но это скорее изюминка, чем недостаток.

Опасности фрирайда на велосипеде – высокий риск упасть с байка и получить серьезную травму любой части тела.

Трассы представлены многочисленными склонами, неровностями, резкими сужениями тропинок, поворотами и обрывами. Все это непривычно для велосипедиста, спокойно катающего свой байк в лесу или по пересеченной местности. Попробовать хочется, а тренироваться долго. Как же быть? И тут придет на помощь лайт-версия фрирайда, а на простом языке – облегченный вид.

Свободный велосипедист в пути

Лайт не требует от велосипедистов профессиональной подготовки и пользуется огромной популярностью среди туристов. В облегченной версии нет резких обрывов, затяжных каменно-грязных спусков и «прыгающих» тропинок. Трассы лишь смоделированы под классические фрирайдерские: искусственные невысокие трамплины, проезженные дорожки в горах с незначительными неровностями. Спуски пологие, и если выстланы камнями, то небольших размеров. Иногда вместо естественного спуска установлено наклонное сооружение, имитирующее скат с горы. В плане скорости езды лайт-велофрирайд не дает никаких ограничений, поэтому даже в этой наполовину искусственной среде можно почувствовать себя экстремалом.

Характеристики велосипедов для фрирайда

Поскольку свободная езда выделена как отдельный вид велоспорта, то и сами велосипеды должны ему полностью соответствовать. Велосипед для профессионального фрирайда – это особая разновидность горного байка. Модель находится где-то посередине между великами для downhill и MTB. К особенностям байка под экстремальное движение относятся:

  • Прочность конструкции.
  • Легкость.
  • Система амортизации.
  • Мощная тормозная система.
  • Широкопрофильные шины.


Полностью укомплектованный байк для езды по горным трассам

Важность первого показателя трудно переоценить: при катании по сложным и опасным трассам велик испытывает нешуточные динамические нагрузки в движении под нагрузкой самого велосипедиста. Прочностные показатели рамы выше, чем у стандартных маунти-байков, а выполнен остов из алюминиевых сплавов. Те же требования предъявлены и ко всем комплектующим.

Не только прочность играет большую роль в безопасном и эффективном прохождении трассы. Вес самого байка также значительно влияет на эффективность подъема в гору и перелета через обрывы. Несложно догадаться, что чем выше вес конструкции, тем сложнее будет подняться и перепрыгнуть через обрыв – тянуть будет вниз. Именно по этой причине все байки под велофрирайд легкие и весят в пределах 15 кг.

Велосипеды для экстремальной езды являются двухподвесами, оснащены передним и задним амортизаторами. Комплексная система гашения колебаний и демпфирования позволяет сгладить ударные нагрузки, которые приходятся как на велосипед, так и на фрирайдера. Отличительная особенность амортизаторов – это их большой ход, порядка 7 дюймов. Разновидности используемых подвесов: пружинно-эластомерные (легкий вариант) и пружинно-масляные, отнесенные к тяжелой версии.

Особое внимание при изготовлении профессионального велосипеда для фрирайда уделяется тормозам. На такие байки ставится . Ранее сказали, что прочность всех деталей крайне важна, для тормозов особенно. Диски установлены на переднем и заднем колесе, тормозные колодки выполнены из металла.

Фрирайд – это среда, где требуется высокая проходимость велосипеда. Чего стоят бездорожье, каменные спуски или пески, где гладкие покрышки просто неуместны. На колеса freeride-байков монтируются широкопрофильные шины с глубоким рисунком протектора.

Требования к безопасности велосипедиста-фрирайдера

В экстремальном виде велоспорта так или иначе существует риск получения травм. Чтобы обезопасить себя, необходимо не только соблюдать техники трюков, но и тщательно экипироваться. К наиболее опасным травмам относятся:

  • Удар головой на скорости.
  • Перелом шеи.
  • Повреждение позвоночника.

Элементы первой важности в экипировке фрирайдера – это прочный , шейная и нательная защиты. Для головы используются шлемы типа Full-face. В отличие от стандартных, они закрывают всю голову целиком и сверху и снизу. На шею надеваются приспособления, которые в процессе падения берут всю нагрузку на себя, защищая позвонки от сильных изгибов. То же касается и нательной защиты, которая крепится с помощью специальных креплений. Поверх нее райдеры надевают велоодежду.


Фулл-фейс шлем, защита шеи и спины

Обязательными элементами одеяния велосипедистов-экстремалов являются наколенники, налокотники и перчатки со «срезанными пальцами». Приспособления на колени защищают такие необходимые велосипедисту части ног, как колени, от повреждений и переломов. Налокотники отлично предохраняют локтевые суставы, а перчатки – ладони от натирания и переломов пальцев при падении. Кроме того, в перчатках лучше чувствуется руль.

Нужно помнить, что шлем служит всего один раз и при падении больше не пригоден для использования. То же можно сказать и о шейной защите. В остальных элементах экипировки можно падать несколько раз, хотя падения вообще нигде не рекомендуются, в том числе и в велофрирайде.

Иногда велосипедисты применяют специальные сетчатые маски, которые предотвращают попадание пыли, мелких камней и грязи в дыхательные пути. Защиту глаз можно обеспечить специальными велосипедными очками.

Несмотря на опасности, фрирайд на велосипеде – это увлекательный и необычный стиль. Грамотная езда в сочетании с подобранной экипировкой сведут риски получения травм к минимуму и позволят быстро и без проблем пройти трассу со всеми ее сюрпризами.

Велосипедный фрирайд - спортивная дисциплина, которая предполагает езду на велосипеде по сложным трассам с различными препятствиями (природными и искусственными). На обычном велосипеде проехать такую трассу практически невозможно, поэтому здесь используются специальные велосипеды для фрирайда. Сегодня мы поближе познакомимся с этим видом экстремального спорта и узнаем, каким должен быть байк, чтобы на нем можно было преодолеть трассу для фрирайда.

Общая информация

Название данного направление происходит от английского словосочетания которое переводится не иначе, как «свободное движение». Но как можно назвать свободной езду по столь сложным трассам, которые покоряются только спустя годы тренировок и дюжину синяков? В этом и суть - чем тем больше он может себе позволить и тем сложнее трасса может ему покориться.

Классический фрирайд

Существует два типа фрирайда: классический и облегченный (лайт). Классический отлично выражается в экстремальной езде по дикой природе. Спортсмен не имеет каких-либо ограничений в скорости езды, длине прыжков, траектории движения и крутизне поворота. В общем, полная свобода действий. Однако прежде чем научиться кататься в таких условиях, нужно:

  1. Освоить технику прыжков, приземлений и управления байком.
  2. Покорить десятки трасс: от простых к сложным.
  3. Поработать над моральной подготовкой. А именно, выработать умение принять верное решение в экстренной ситуации на основе фундаментальных знаний и опыта. Без спокойствия и здравого рассудка, конечно же, не обойтись.
  4. Приобрести полную экипировку.

Отзывы спортсменов показывают, что катание в таком стиле позволяет получать незабываемые эмоции, наслаждаться природными красотами и покорять все новые вершины. Особое удовольствие приносит преодоление участков, которые даже для автомобилистов кажутся сложными (лужи, грязь, неровности и прочее). Катаясь по сложным трассам, велосипедист сильно рискует своей безопасностью, поэтому без должной подготовки не стоит этого делать.

Трасса, на которой изобилуют склоны, неровности, резкие изменения тропинки, обрывы и прочее, не покорится велосипедисту, который привык кататься по городу или лесным тропам. Что делать тем, кто не хочет слишком долго учиться? Специально для такой аудитории придумали облегченную версию фрирайда.

Лайт-фрирайд

Данное направление не требует от райдера особой подготовки и пользуется большой популярностью среди непрофессиональных велосипедистов, в ряды которых часто записываются туристы. В облегченном варианте фрирайда нет затяжных каменных спусков, резких обрывов и прочих сложных элементов. Трасса обычно лишь слегка напоминает фрирайдерскую. На ней можно встретить хорошо проезженные тропинки, небольшие искусственные трамплины, незначительные неровности и плавные повороты. Спуски для лайтовой версии этого спорта, как правило, пологие. Если они выполняются из камней, то камни используются небольшие, без острых углов. Иногда вместо естественного спуска сооружают искусственный, имитирующий горный склон. Здесь нет никаких ограничений по скорости и технике, поэтому каждый, кто обладает базовыми навыками езды на горном велосипеде, может попробовать себя в лайт-фрирайде.

Велосипеды для фрирайда

Так как данное направление считается самостоятельным видом спорта, велосипеды для него выпускаются отдельно. Профессиональный байк для свободного стиля представляет собой разновидность горного велосипеда. Велосипеды для фрирайда и даунхилла очень схожи между собой, но профессионалы знают, что у них есть весомые отличия. Среди особенностей байка для экстремальной езды можно выделить:

  1. Прочность конструкции.
  2. Небольшой вес.
  3. Наличие амортизационной системы.
  4. Мощные тормоза.
  5. Широкий профиль шин.

При катании по сложным трассам велосипед испытывает серьезные динамические нагрузки, поэтому прочность конструкции особенно важна. Рама для такого байка гораздо прочнее обычной горной. Она, как правило, выполняется из алюминиевых сплавов.

Кроме того, что байку следует быть надежным, он еще и не должен много весить. Чем ниже вес байка, тем проще велосипедист сможет преодолеть подъем в гору и перелет через обрывы. Обычно велосипеды для фрирайда не весят более 15 килограмм.

Если в горных велосипедах зачастую достаточно одного амортизатора - переднего, то в фрирайд-байках не помешает и второй - задний. Система гашения демпфирования и колебаний сглаживает ударные нагрузки, которые приходятся не только на байк, но и на велосипедиста. Амортизаторы на таком велосипеде имеют большой ход, около 7 дюймов. Во фрирайде обычно применяются два вида подвески: пружинно-эластомерная и пружинно-масляная.

Профессиональные велосипеды для фрирайда в обязательном порядке обладают качественной тормозной системой. Обычно на них устанавливаются дисковые гидравлические тормоза с металлическими колодками - самый дорогой и мощный вид тормозов на сегодняшний день.

Широкопрофильные покрышки с глубоким рисунком протектора позволяют байку удерживать равновесие на бездорожье, каменных склонах и песке. С обычными колесами в таких условиях было бы гораздо сложнее.

Согласно отзывам велосипедистов, байки для фрирайда являются довольно специфическим транспортным средством. Применять их в других дисциплинах, не рекомендуется. Однако начинающие райдеры обычно используют такие и просто маунтин-байкинга.

Для сравнения рассмотрим несколько известных брендов, выпускающих велосипеды для фрирайда.

Ghost

Немецкая фирма Ghost прославилась на весь мир благодаря серьезному подходу к качеству каждой модели. С самого начала своего развития производитель заявил, что делает все, чтобы поездка на велосипеде приносила максимальное удовольствие. Каждый день эта фраза подтверждается созданием очередной партии велосипедов для спорта, путешествий и просто отдыха с непревзойденным немецким качеством. Производитель выпускает огромное количество моделей, которые делятся на семь классов. можно найти в классе MTB Fully.

Cannondale

Американский бренд, который получил мировую популярность благодаря яркости, индивидуальности, а также новаторским решениям в байках Cannondale. Фрирайд-велосипеды данного производителя признаны множеством профессиональных спортсменов.

Rock Machine

Чешская компания, которая молниеносно сумела завоевать европейский, а затем и американский рынок. Главное достоинство производителя по сравнению с конкурентами - отличное соотношение цены и качества. Многие спортсмены и эксперты рекомендуют для свободного катания именно модели фирмы Rock Machine. Фрирайд-велосипеды компании не единожды показывали себя на соревнованиях мирового уровня.

Trek

Данная компания предлагает надежные байки, обладающие очень эргономичным дизайном. На сегодняшний день фирма считается одной из наиболее востребованных на мировом рынке. не единожды побеждали в состязаниях самого высокого класса.

Безопасность

Важнейшим аспектом профессионального фрирайда является техника безопасности. Чтобы защитить себя от травм, которые могут возникнуть даже при простом падении, райдеры в обязательном порядке пользуются специальной экипировкой. Обычно она включает в себя шлем, защиту тела и шеи, наколенники, налокотники и перчатки без пальцев.

Полная свобода движения, агрессия и адреналин - отличительные качества фрирайда. Любители этого велоспорта легко покоряют трассы любой сложности: резкие повороты, длинные обрывы, высокие трамплины, большие камни, дроп-оффы. Мощные и легкие фрирайд велосипеды дарят экстремалам ощущение полета во время экстремальной катки по горным склонам и велопаркам.

Для свободной поездки необязательно искать специальную трассу. Настоящие активные велобайкеры катают по неезженой местности, прокладывая новые тропы своими колесами. Начинающие почитатели фрирайда оттачивают навыки на искусственно созданных дорожках с большим количеством препятствий и неожиданностей за каждым углом. Такой стиль езды предполагает использование удобного, прочного, быстрого и легкого байка, способного выдержать большие нагрузки под весом ездока.

Рама

Первое требование к фрирайд велосипедам - прочность. Во время катания нагрузки на конструкцию колеблются от небольших до огромных. Динамика движения требует выносливости от рамы, поэтому инженеры-конструкторы тщательно продумывают геометрию труб. Массивные трубы из сплавов алюминия крепкие, прочные и в то же время легкие. Короткая база рамы пригодна для полетов как в горах, так и в специально обустроенных городских парках. Рекомендуется выбирать ростовку не более 19" даже при росте до 2 метров.

Легкость фрирайд маунтинбайка упрощает прыжки с обрывов, трамплинов, дропов. Тяжелой машиной также сложнее управлять, она не столь маневренна в поворотах, на оллрайдах. Вес такого велосипеда редко превышает 15 кг, все детали в комплектации подобраны с учетом требований к выносливости и маневренности стиля.

Амортизация

Амортизаторы фрирайд велосипедов должны обеспечивать комфортное прохождение препятствий и мягкое приземление после прыжков. Для этого экстремального вида спорта подходят двухподвесы с длинным ходом вилки и заднего аморта. Те, кто предпочитает комбинацию фрирайда с дерт-джампингом, отдают предпочтение хардтейлам с амортизационной вилкой.

Ход амортизационной системы байков начинается от 160 и часто превышает 200 мм (используется двухкоронная вилка). Наибольшей прочностью обладают пружинно-масляные амортизаторы. Новички могут выбирать более дешевые пружинно-эластромерные системы.

Тормозная система фрирайд велосипедов

Тормоза при свободной езде должны работать четко, как швейцарские часы. Райдеру часто приходится сбавлять скорость для вхождения в поворот или преодоления преград. Гидравлические тормоза с дисками большого диаметра на переднем и заднем колесах необходимы для устойчивости и надежности байка. Металлические колодки четырехпоршневых систем обеспечат максимальное сцепление и короткий тормозной путь. Активно используются как передние, так и задние тормоза.

Колеса

Для фрирайда используют максимально мощные и крепкие обода. Широкие шины с глубокими протекторами помогут удерживать баланс на скользкой или каменистой поверхности, комфортно приземляться с трамплина на землю. Чем шире шины и глубже рисунок, тем более устойчивыми будут фрирайд велосипеды.